ИСТОРИЯ ФАРФОРА ИФЗ, Каталог клейм
Золотой век русского фарфора
ИФЗ Александровская эпоха 1801 -1825
Императорский фарфоровый завод , носящий это название с 1765 года, стал прямым преемником Невской мануфактуры. Новая императрица Екатерина II всячески опекала предприятие, и эпоха её правления (1762-1796 гг.) стала временем расцвета фарфорового производства в России. Вскоре после воцарения Екатерина посетила мануфактуру и лично приобрела 29 табакерок. Она также распорядилась присылать лучшие образцы двору для их демонстрации и продажи.
Фото 3.1. Табакерка времени Екатерины.
Руководить заводом был назначен один из приближённых императрицы А. Щепотьев, участник заговора, приведшего Екатерину к власти. Он был человеком образованным, изучал фарфоровое дело и смог реорганизовать мануфактуру. Правительство определило заводу ежегодную субсидию на развитие производства в размере 15 тысяч рублей.
В 1773-1792 годах Императорским заводом руководил генерал-прокурор Сената А.Вяземский, управлявший государственными финансами. При нём завод был расширен и реорганизован, упорядочена хозяйственная отчётность, приглашены иностранные мастера. Частные предприятия старались не отставать от «флагмана», и производители русского фарфора становятся известными в Европе.
Огромную роль в судьбах русского фарфора сыграл Жан-Доминик Рашет, французский скульптор, модельмейстер ИФЗ с 1779 года. С его приходом утверждается влияние классицизма, а художественный уровень изделий поднимается на невиданную ранее высоту. Рашет создал знаменитую скульптурную серию «Народы Российской империи» (1780-е годы), по его эскизам изготавливаются великолепные сервизные ансамбли «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский» и другие, включавшие до 1000 предметов. Эти сервизы прогремели на всю Европу и стали гордостью завода. Рашет, руководивший скульптурным отделением завода до 1804 года, является также автором бюста Екатерины (с мраморного оригинала работы Ф. И. Шубина) высотой 27 см., который выпускается до сих пор.
Фото 3.2. Предметы сервиза «Арабесковый» (1784 г.)
Фото 3.3. Предметы сервиза «Арабесковый»
Фото 3.4. Бюст Екатерины II (1783 г.)
Фото 3.5. Ваза с портретом Екатерины II (1780-е)
Фото 3.6. Статуэтки из серии «Народы России»
Фото 3.7. Предметы Яхтинского сервиза (1785-1787)
Фото 3.8. Предметы Кабинетского сервиза
Именно к периоду правления Екатерины относятся образцы антикварного фарфора России, наиболее высоко оцениваемые в наше время на мировых аукционах.
При Екатерине двуглавый орёл в фарфоровом клейме ИФЗ заменяется вензелем императрицы. Подглазурные марки наносились кобальтом от руки. Изредка встречаются надглазурные золотые клейма. Вензель изображался без короны, на некоторых изделиях рядом с ним ставилась звёздочка. На копиях изделий Севрского завода рядом с маркой ИФЗ ставилось золотое французское клеймо.
3.9. Вензель Екатерины II
3.10. Клейма Екатерины II
Сын и преемник Екатерины Павел I унаследовал её интерес к фарфору. Подростком он приезжал на завод знакомиться с производством, а, вступив на трон, всегда привозил на ИФЗ именитых зарубежных гостей. Павел всячески поддерживал императорское фарфоровое производство – делал крупные заказы, открыл при заводе больницу и хлебный магазин.
Во времена Павла I заводом руководил большой ценитель фарфора князь Н. Б. Юсупов, при котором завод переживает свой наивысший расцвет. Численность работников ИФЗ превысила 200 человек, а годовое производство достигло 38 тысяч предметов. В это время появляются изделия высочайшей художественной ценности, в том числе сервизы «Рафаэлевской» серии, на предметах которых помещались копии фресок лоджий Рафаэля в Ватикане. На это потребовалось разрешение папы римского.
Фото 3.11. «Юсуповский» сервиз 1799
Фото 3.12. Предметы сервиза «Рафаэлевской» серии
Фото 3.13. Чашка с «помпеянской» росписью (конец 1790-х)
Большой популярностью в царствования Екатерины и Павла пользовались античные сюжеты, навеянные произведениями искусства, найденными при раскопках Помпеи.
При Павле I на фарфоровых клеймах над императорским вензелем появляется корона. Марки выполнялись от руки кобальтовой краской. На некоторых изделиях, сделанных по заказам двора, есть надпись «Придвор».
Фото 3.14. Клейма Павла I