КАТАЛОГ


История фарфора ИФЗ Каталог клеймИСТОРИЯ ФАРФОРА ИФЗ, Каталог клейм

Начало фарфора в России

Золотой век русского фарфора

ИФЗ Александровская эпоха 1801 -1825

ИФЗ 1825 -1894 года

Эпоха Николая II  1894-1917  

 

 

Каталог клейма русского фарфора ИФЗ в 1825-1894 годах

Продолжение

Русский фарфор ИФЗ в 1825-1894 годах

При Николае I (1825-1855) для выделки фарфора впервые начинает применяться французская и английская глина. Изделия достигают высшей степени технического совершенства, а живопись на фарфоре становится виртуозной. Мастера копировали шедевры Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля и других корифеев, расписывали изделия пейзажами и сценами битв. Богатство палитры и совершенство исполнения росписей удостаиваются высшей оценки в Европе, завод получает медали и дипломы международных выставок в Лондоне, Париже и Вене. Предметом всеобщего восхищения стали выдающиеся сервизы этого времени – «Золотой», «Гербовый», «Бабьегонский».

Фарфор ИФЗ Ваза Золотой сервиз

5.3. Ваза из «Золотого сервиза»

Фарфор ИФЗ  предметы Бабьегонского сервиза

5.4. Предметы «Бабьегонского» сервиза

Готический сервиз 1832 Фарфор ИФЗ

5.5. Сервиз «Готический» 1832 год

В 1844 году при заводе к его 100-летию открылся музей фарфора, экспонатами которого стали предметы из дворцовых кладовых.  Все императорские и великокняжеские резиденции получают собственные сервизы, самые известные из которых – изготовленные в «русском» стиле сервизы Большого Кремлёвского дворца и Великого князя Константина Николаевича. На заводе появляются гончарный цех и бронзовая мастерская, в которой вазы оправлялись в бронзу.

Фарфор ИФЗ Предметы сервиза Великого Князя КН 1848

5.6. Предметы сервиза Великого князя Константина Николаевича 1848 г.

Фарфор ИФЗ тарелка сервиза БКД 1847

5.7. Тарелка сервиза Большого Кремлёвского дворца

Фарфор ИФЗ Сервиз Великого князя Александра николаевича

5.8. Сервиз Великого князя Александра Николаевича

Николаевские клейма, как и александровские, представляли собой вензель с короной над ним. Подглазурные марки оттискивались по трафарету, надглазурные наносились от руки.  На некоторых изделиях этого периода встречаются подписи мастера.

Образцы клейм Николая I Фарфор ИФЗ

5.9. Клейма Николая I

Александр II (1855-1881) фарфором совершенно не интересовался, и каталоги фарфора его эпохи сравнительно бедны.  Дворцовые заказы ограничивались праздничными подарками и пополнением сервизов. Изделия становятся меньше по размерам,  росписи значительно упростились. Формы были разнообразны, но в основном имитировали европейские и восточные образцы. Завод полностью перешёл на привозное сырьё – начиная от глины и заканчивая глазурью и красками. Из-за убыточности ИФЗ одно время даже хотели закрыть.

Фарфор ИФЗ кофейный сервиз Рыбак 1850-е

6.1. Кофейный сервиз «Рыбак», конец 1850-х

Фарфор ИФЗ клеймо александр 2

6.2. Клеймо Александра II

Клейма времён Александра II более разнообразны по сравнению с предыдущими царствованиями. Подглазурные марки наносились по трафарету хромовой краской (тёмно-зелёная), под  вензелем иногда ставились три точки и год производства. В конце периода встречаются надглазурные марки голубого цвета, вензель на них обрамлён венком или окружён точками и волнистыми линиями. Такие клейма ставились также на лиможский фарфор, расписанный на ИФЗ. Иногда встречаются подписи мастеров – В. Шмакова и М. Лукина.

Фарфор ИФЗ Клейма Александра II

6.3. Клейма Александра II

Подписи мастеров на фарфоре ИФЗ Клейма

6.4. Личные подписи мастеров

Вскоре после воцарения Александра III (1881-1894) его супруга Мария Фёдоровна указала на безвкусицу представленных ко двору новинок ИФЗ в сравнении с образцами старинного фарфора России, и монарх энергично взялся за исправление ситуации. Он приказал создать заводу наилучшие условия для работы. Заводские мастера были отправлены на лучшие фарфоровые предприятия Европы для ознакомления с передовыми технологиями. В течение 80-х годов на ИФЗ установили новейшие машины и горны из Севра, Лиможа, Мейсена и Берлина. Вскоре техническое оснащение завода вернулось на уровень лучших европейских образцов. Россия вновь стала получать награды на международных выставках.

По указу императора, все изделия исполнялись в двух экземплярах, один из которых передавался в заводской музей.

Главным шедевром этой эпохи стал Рафаэлевский сервиз, который был заказан Александром III в 1883 году и изготовлялся в течение 20 лет. Сервиз рассчитан на 50 персон, роспись его основана на сюжетах Рафаэлевских лоджий в Ватикане, скопированных ещё при Екатерине II. «Рафаэлевский» считается самым значительным парадным ансамблем конца XIX столетия, появление любого предмета сервиза на аукционах антикварного фарфора России становится сенсацией.

Часть Рафаэлевского сервиза Фарфор ИФЗ

Часть Рафаэлевского сервиза История фарфора ИФЗ

7.1. Часть Рафаэлевского сервиза, Эрмитаж

Тарелка рафаэлевский сервиз История фарфора ИФЗ

7.2. Тарелка из Рафаэлевского сервиза

На клеймах Александра III вензель исполнен славянской вязью, под ним часто указывается год производства. Подглазурные зелёные марки ставились по трафарету, надглазурные золотые – от руки.

Фарфор ИФЗ  Клейма Александра III

7.3. Образцы клейм Александра III

продолжение Фарфор ИФЗ Эпоха Николая II (1894-1917)

 


Свяжитесь с нами