КАТАЛОГ


Английское серебро, история производства серебряных изделий

История серебряных предметов насчитывает 5 ООО лет, однако работы из серебра в современном смысле этого слова впервые появились в третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Анатолии. Оттуда традиция обрабатывать серебро распространилось на Восток - в Персию, и на Запад - в Европу. Мастера Древней Греции и Рима очень преуспели в этой сфере. Многими способами обработки серебра, которыми пользовались древние, - такими, как литьё, чеканка и гравировка, - пользуются и сейчас.

Хотя в Римской империи христианская религия получила официальное признание в 313 году н. э., только в V веке христианские предметы культа, сделанные из серебра, приобрели черты классического стиля. Вскоре потребность церкви в предметах из серебра, необходимых во время службы, сделала ее главным клиентом серебряных дел мастеров.

Английское серебро

Английские мастера и ремесленники долгое время оставались под влиянием континентального европейского стиля. В Средние Века первыми как в мастерстве исполнения, так и в отделке предметов из серебра были французы. Они изготавливали великолепные вещи в готическом стиле, которые часто украшали эмалью или драгоценными камнями. В 16 веке английские мастера ориентировались уже на немецкие образцы. Во времена гражданских войн в Англии (1642—1651) большое количество старинного столового серебра (термин, который традиционно обозначает отдельные предметы из серебра установленной пробы) было переплавлено на монеты. Новые предметы, изготовленные после Реставрации монархии в 1660 году, испытывали сильное влияние голландского стиля, на многие из них наносили узор в виде цветов, фруктов, масок и херувимов.

К 1б90-м годам голландское влияние уступило место французскому. Введение Британией в 1697 году своего серебряного стандарта, который требовал более высокого содержания серебра в предметах, привело к тому, что металл стал более мягким. С ним труднее стало работать, поэтому как форма самих работ, так и их отделка стали проще. Даже после того как в 1720 году новый стандарт на серебро был «облегчен», в Британии продолжали выпускать работы простых форм. В середине 18 века многие серебряные предметы были изготовлены в стиле рококо, позаимствованном у французов. Их декорировали узорами из цветов, гирлянд, морскими животными, китайскими сценками и человеческими фигурками. Начиная с 1760-х годов отделка серебряных изделий стала отражать растущий интерес к неоклассическому стилю. После 1810 года серебряные предметы становятся более массивными. Их декор берет начало во французском ампире и египетских мотивах, а также в более раннем стиле рококо.

Приблизительно к 1850 году в серебро стали проникать разные стили, включая нео-рококо и нео-готику. Такая эклектика продолжала существовать до конца века, но возникли и некоторые новые направления стиля. Так, около 1880 года стал популярен японский стиль, а также стиль, созданный под влиянием «Движения искусств и ремесел». Этот последний стиль, как и стиль ар нуво были модными вплоть до начала Первой Мировой войны.

История американского серебра тесно связана с историей британского, однако, по сравнению с другими видами прикладного искусства, аналогичные стили в «серебряном деле» развивались неравномерно. В XVIII столетии Бостон, Филадельфия и Нью-Йорк были крупными центрами по производству серебряных изделий. Голландское влияние было особенно сильным в Нью-Йорке (прежде он был голландским поселением). Американские серебряные вещи обычно имели очень простую отделку. Война за Независимость (1775-1783) приостановила производство серебряных предметов в Америке, и только после того как американская экономика была восстановлена (около 1790), подобные вещи начали производить в больших количествах.

Влияние британского серебряного стиля было в это время преобладающим, однако уже после войны 1812 года между США и Великобританией американские мастера стали брать за образцы французские работы. Стиль ампир оставался в моде до 1830-х годов, а затем в Америке, как и повсюду, стал преобладать смешанный стиль. Чтобы лучше разбираться в серебре и определять, действительно ли эта вещь относится к определенному периоду, коллекционер должен не только отличать стилистические особенности, но и кое-что знать о способах производства предметов из серебра.

Работа с серебром

Раьоты из серебра обычно выполняются в процессе применения одного из двух технических приемов, или в результате сочетаниях обоих. При первом процессе, который называется выколотка, серебряный слиток куют или раскатывают, превращая его в плоский лист одинаковой толщины. Мастер отрезает кусок требуемого размера, а затем при помощи молотка придает ему нужную форму. Во время этого процесса структура металла меняется, и он становится хрупким. Во избежание этого серебро периодически закаляют.

Вторая техника - это литье, которое требует больше серебра, чем выколотка, но предметы при этом получаются более прочными.

В то время как сегодня наиболее тяжелые предметы из серебра кажутся его владельцу привлекательными, в разное время к весу серебра в предметах относились по-разному. В конце 17 века серебра порой не хватало, поэтому работы делали более легкими, чем в 18 столетии. Во времена Регентства серебряные предметы, наборот, делали более массивными - вес работы указывал на его качество.

На некоторых вещах из серебра с оборотной стороны, снизу, был выцарапан их первоначальный вес Эти цифры должны быть чуточку выше, чем настоящий вес предмета, так как некоторое количество серебра пропадет при чистке. Если вес работы намного больше или меньше ‘нацарапанного», то это означает, что оно когда-то, вероятно, подвергалось доработке.

Способы отделки серебра

В основном, предметы из серебра украшали гравировкой или чеканкой. При гравировании узор вырезали острым инструментом, снимая небольшой слой металла. При чеканке металл не снимали, а скорее перемещали ударами молотка по оборотной стороне предмета. Вычеканенный узор мог быть усовершенствован при помощи неглубокой чеканки или отбивания, когда некоторые из выступающих деталей отбивали в обратную сторону, чтобы придать узору более привлекательный вид.

Как и у мебели, важным элементом украшения серебра, особенно старинного, является патина - синевато-серебристый блеск на поверхности предмета, возникающий при постоянном его использовании и чистке. Такие предметы не следует подвергать механической чистке, иначе патина исчезнет, и предмет потеряет благородный вид.

Когда с узором было покончено, на серебряную поверхность иногда наносили тонкий слой золота. Этот слой мог покрывать либо всю поверхность, и тогда предмет называли «позолоченным», либо некоторые его части, и тогда его называли «частично позолоченным». Одним из способов позолоты было «горячее» золочение, при котором вещь покрывали смесью из золота и ртути, а затем нагревали - ртуть испарялась, а золото сплавлялось с серебром. От этого способа потом отказались из-за опасности отравления рабочих парами ртути. Другим способом было гальванопокрытие - покрытие работ золотом при помощи электролиза. Основным материалом позолоченных предметов является серебро, следовательно, на них стоит серебряная проба.

 

Материалы взяты из книги "Иллюстрированная энциклопедия антиквариата"

Ричард Аттербери

Ларс Тарп

В нашем магазине старинного серебра

В нашем антикварном салоне представлена большая коллекция старинных серебряных работ и, прежде всего, знаменитого английского серебра. Вы можете выбрать английское серебро в подарок, в качестве прекрасной инвестиции или для личной коллекции антиквариата. Напишите или позвоните нам. Наши консультанты будут рады оказать Вам посильную помощь в выборе достойного предмета старины и проконсультируют по истории вещи и ее коллекционного значения.

Наша КОЛЛЕКЦИЯ СТАРИННОГО СЕРЕБРА>>>>>


Свяжитесь с нами