КАТАЛОГ


Мы уже писали об истории английской мебели до начала 19 века (Читать далее>>>>)

Старинная мебель Англии, история. продолжение

Сейчас поговорим о более позднем развитии английского стиля в мебели.

В середине столетия с подачи королевского двора Людовика XVI в моду входит новый стиль – классицизм. Утомлённость причудливыми формами барокко и рококо вызывает к жизни подражание античности, ясным и строгим греческим и римским формам.

В Англии классицизм связан с именем архитектора Роберта Адама (1728-1792). Он много путешествовал по Европе, знакомясь с образцами античного искусства, и первым стал вводить лёгкий, воздушный «неогреческий стиль» в своих архитектурных проектах.

Адам – классик английского интерьера. Его работы оказали большое влияние на современных ему мастеров-мебельщиков. Идеи Адама использовал в своих поздних работах даже Чиппендейл.

Основная идея интерьера классицизма – создание ощущения простора, размаха, независимо от реального размера помещений. В соответствии с этим замыслом мебель становится простой, конструктивной, имеет чёткие стройные формы. Большое влияние на мастеров-мебельщиков оказали предметы античной мебели, найденные при раскопках Помпеи.

Используют более светлые породы дерева. Ярче всего новый принцип проявился в конструкции ножек. Если в барочном искусстве доминировали плавные изогнутые формы, то сейчас ножки стульев, диванов становятся прямыми, подчёркнуто простыми, следуя своим античным прототипам. Резьба сохраняется, но становится проще, преобладают опять же античные мотивы – меандр, розетки, гирлянды цветом или лавровых листьев. Цветочные мотивы вообще становятся популярными, кресла и стулья часто обиваются тканью с цветочным рисунком.

Наиболее известным мастером периода начала классицизма был Георг Хэпплуайт. Его стиль прост и гармоничен, силуэты диванов и стульев чётко очерчены, ножки прямые или только слегка изогнуты. Характерная черта стульев мастера – спинка в форме щита с помещёнными в центр тремя резными пальмовыми листьями.

Вообще именно Хэпплуайт стоял у истоков рождения того стиля, который сейчас считается истинно английским. Сдержанность, элегантность и строгость форм, некоторый консерватизм – вот его основные черты. А интерьер английской гостиной Хэпплуайта считают воплощением британского стиля.

Наиболее сильное влияние на развитие мебельного дела оказала не столько собственная практическая деятельность Хэпплуайта, сколько его книга The Cabinetmaker and upholsterer’s Guide, которая вышла в 1789 году, через два года после смерти мастера, и сделала его знаменитым на весь мир.

Вторым законодателем английского мебельного стиля стал Томас Шератон (1751-1806). Сам он производством мебели не занимался, но был выдающимся дизайнером и проектировщиком. Его мебель отличается чётким силуэтом, прямыми очертаниями, изяществом, утончённостью деталей. Накладные украшения в мастерской Шератона почти не применялись, разве что латунные ручки ящиков и замочные скважины. Формы спинок стульев и кресел очень разные и пропорциональные, диваны всегда имеют мягкие спинки и сиденья.

Мировую популярность Томасу Шератону принесла его книга эскизов мебели, предназначенная для краснодеревщиков-практиков. Книга выходила тремя выпусками с 1791 по 1802 год и пользовалась спросом. Известно, что её приобрели более 600 мастеров-мебельщиков.

Период от смерти королевы Анны в 1714 по 1830-й год назван георгианским, поскольку имя Георг носили все британские монархи на протяжении этих 116 лет.
 

Викторианская Англия.

19 век на большем своём протяжении называют викторианской эпохой, по имени правившей в 1830-1901 годах королевы Виктории. В эти годы Британская империя выходит на пик своего могущества, политического и экономического.

Техническое мастерство мастеров мебели достигает в этот период своего пика. Викторианская мебель становится практичной и начинает обретать современные черты. Появляются чайные и сервировочные столики, большое количество видов полностью обитых диванов. В этот период изобретён пружинный матрас, и пружины используют как в сиденьях, так и в спинках мягкой мебели, что придаёт диванам, кушетками креслам очень «пухлую» форму.

Старинная английская мебель, викторианская софа

Рост населения империи, его растущие потребности приводят к внедрению машинного производства в изготовление мебели. Роль мастеров-мебельщиков умалять ни в коем случае нельзя, но многие базовые предметы мебели (к примеру, рамы) ставятся на поток.

В искусствоведении эпоха Виктории характеризуется термином «эклектизм». Эклектизм - смешение разнородных стилей, что проявлялось во всех видах искусства. В мебели этого периода можно найти мотивы античности, готики, елизаветинского Ренессанса, черты «золотого века» Чиппендейла и Хэпплуайта.

Одной из тенденций времени было визуальное исчезновение дерева в диванах, креслах, стульях. Оно скрывалось под обивкой, бахромой. Это позволяло удешевить и ускорить производство, унифицируя каркасы мебели и сведя их к стальным рамам.

Особым изобилием в эту эпоху отличались книжные шкафы, считавшиеся типично английским предметом мебели. Получившие распространение в предшествующем веке, шкафы века XIX-го отличаются зачастую огромными размерами.

Говоря о викторианской мебели, нельзя не упомянуть о так называемых виндзорских стульях, изготовленных из гнутых деревянных деталей. Они появились ещё в 18 веке, а в следующем столетии стали признанной классикой английской мебели. Стулья очень просты, функциональны, элегантны, отличались разнообразием и изяществом форм. Они имели необычайное распространение на протяжении всего XIX века, как в Англии, так и в Америке. И сейчас в современных мебельных салонах Англии нередко можно встретить стулья этого стиля.

Традиционный викторианский стиль – это пышный помпезный стиль великой империи. При этом на внешней красоте викторианской мебели удешевление не сказалось. Массивность, роскошь, перенасыщенность декором, яркая обивка шёлком или бархатом – всё это черты престижной мебели викторианской эпохи. 
 

 

 

«Искусство и ремесло».

К началу второй половины века у пышной викторианской мебели появляется альтернатива. У истоков нового течения стоял писатель и художник Уильям Моррис, основавший в 1861 году движение «Искусства и ремесла». Новые веяния охватили все сферы искусства. Так, в живописи идеи движения воплощали знаменитые прерафаэлиты.

Основной идеей нового движения стало возвращение к английским истокам, возрождение художественного ремесла в его средневековом смысле. Девизом было достижение простоты, удобства и низкой цены. Правда, если в воплощении первых двух принципов мастера преуспели, то с ценой получалось не всегда. Новые веяния получили популярность, и мебель, изготовленная членами общества, высоко ценилась. Часто предметы обстановки расписывались прерафаэлитами. Отдал должное мебельным росписям и сам Данте Габриэль Россетти.

Вся мебель адептов нового движения производилась вручную, из традиционных материалов (дуба, бука) и следовала средневековым моделям. Столы и диваны членов «Искусства и ремесла» просты и монументальны, выполнены в стилистике средневековых английских и французских образцов, а стулья повторяют силуэты обстановки 18 века. Типичны в этом плане простые архаичные столы и бюро знаменитого дизайнера и краснодеревщика Сидни Барнсли.

Одним из крупнейших дизайнеров мебели, творивших в стиле «Искусства и ремесла», был Чарльз Бикэн. Особенно известны его псевдоготические работы – шкафы и кресла. Воплощением простоты и геометрической точности нового стиля стали творения архитектора и разработчика мебели Чарльза Макинтоша. Он же стал апологетом нового художественного стиля модерн, расцвет которого относится к периоду конца 19 века вплоть до первой мировой войны.

Модерн в английской мебели.

Период модерна характеризовался уходом от прямых линий, стремлением к плавности и изяществу. Стремление к красоте и гармонии диктовало необходимость решения целых интерьеров в едином ключе, поэтому распространяются гостиные гарнитуры, целые спальни и кабинеты, наполненные комплектами мебели единой стилистики.

В том же ключе, что и мебельная обстановка, решались и прочие детали интерьера – перила лестниц, двери, внутренние колонны. Модерн – это эпоха начала единых ансамблей интерьера.В отделке распространяются растительные мотивы. В этот же период мир знакомится с культурой Японии, которая в результате революции Мэйдзи становится более открытой страной. Японское искусство, а также искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций становится важным источником вдохновения апологетов модерна. При этом модернисты стремились к универсализации, интернационализации своего искусства, отказываясь от национальных традиций.

В английском модерне, наряду с капризными изогнутыми контурами, применяют и более прямолинейные построения. Предметы этого стиля более просты, декор их минимален. Апофеозом британского модерна становятся стулья уже упомянутого Чарльза Макинтоша, созданные в 1900 году. Это квинтэссенция английского вкуса, образец строгости и практичности.
В период модерна формируются стили и формы мебели, лёгшие в основу современных образцов.

Развитие мебельного дела приостановила первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис.

В межвоенный период продолжает развиваться модерновая мебель. Развитием модерна стали конструктивизм и функционализм, исповедовавшие комплексное решение интерьеров и предельное удобство и функциональность мебели, однако вклад английских мастеров и дизайнеров в эти течения невелик. Возрождается интерес к стилям Чиппендейла и Шератона, которые вызывают множество подражаний. Продолжают работать мастера стиля «Искусства и ремесла». Так, фирма Уильяма Морриса просуществовала до 1940 года.

 

Дальнейшие шаги мебельного искусства относятся уже к современной, индустриальной эпохе и выходят за рамки нашей темы.

В антикварном салоне «Антикзон» Вы найдете большой выбор антикварной английской мебели, обратите внимание на мебель в викторианском стиле, эдвардианском стиле, а также георгианском стиле.


Наш каталог СТАРИННОЙ МЕБЕЛИ>>>>


Свяжитесь с нами