КАТАЛОГ


Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>

Каталог клейма русского фарфора 18-19 веков по заводам и годам

До XVIII века фарфор, чрезвычайно высоко ценившийся при дворах европейских монархов, поставлялся в Европу из Китая, Японии и Индии. 15 января 1708 года немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер первым в Европе получил фарфор, а ровно через два года начала работу первая европейская мануфактура по производству фарфора в Мейсене (Саксония).
Саксонская монархия ревниво хранила свою монополию на фарфор, и другим странам пришлось добывать секрет его изготовления самостоятельно. Так, во Францию рецепт производства фарфора попал благодаря усилиям жившего в Китае в 1712-1722 гг. иезуита д’Антреколя, сумевшего доставить на родину описание технологии и образцы используемых при изготовлении фарфора природных материалов. В Англию секрет попал в 1730-е годы через гугенотов, периодически бежавших из Франции на Британские острова, спасаясь от религиозных гонений. Наконец, в 40-е годы XVIII века производство фарфора началось в России, причём на основе собственных разработок.

Начало российского фарфора

Главный компонент фарфора, каолин (белая глина), применялся в России в качестве сырья для производства посуды и печных изразцов с XVI века. При Петре I начинаются попытки воспроизвести европейский фарфор на российской почве. В 1723 году первый российский император издал указ о всемерной поддержке предпринимателей, которые смогли бы наладить производство керамики в России с использованием местного сырья.
Первым российским предприятием, выпускавшим фарфор, стала Невская порцелиновая мануфактура, построенная недалеко от Санкт-Петербурга в 1744 году по указу императрицы Елизаветы. Белый фарфор в то время назывался в России порцелином (от итальянского «porcellino», поросёнок). Мануфактура стала третьим в Европе предприятием (после Мейсенской и Венсеннской мануфактур), освоившим производство фарфоровых изделий.


Фото 1. Елизавета Петровна Романова, императрица Всея Руси, крёстная матушка российского фарфора

Елизавета Петровна

Слово «фарфор» заимствовано из фарси. Иранские купцы, привозившие в Россию посуду из Китая, называли её «фахфур».
Руководить мануфактурой был приглашён саксонский мастер Христиан Конрад Гунгер, у которого был большой опыт работы в Мейсене. Как обычно поступали в России в таких случаях, в помощники ему дали молодого учёного Дмитрия Виноградова, соученика Ломоносова, чтобы он мог перенимать опыт у маститого немца. Однако наладить производство Гунгеру не удалось, его работы имели мало общего с европейским фарфором. Причиной этому, возможно, послужило слепое следование Гунгером европейским методикам при полном игнорировании специфики местного российского сырья. Или мастер, набивая себе цену, несколько преувеличил свою квалификацию.
Гунгер был отстранён от дел, Виноградов же продолжал опыты, и в 1746 году он воспроизвёл производство фарфоровых изделий. После долгого упорного труда виноградовский фарфор уже не уступал саксонскому по качеству. При этом российское тесто (первичная фарфоровая масса) куда ближе подошла по составу к китайскому эталону, чем германский аналог. В 1752 году Дмитрий Виноградов выпустил первую в Европе научную работу, посвящённую теоретическому обоснованию и описанию изготовления фарфора. Технология производства фарфора перестала быть тайной, и в России начинают появляться новые мануфактуры.

Фото 2. Первая российская фарфоровая чашка

Первая русская чашка  

Невская мануфактура на первых порах довольствовалась «малыми формами» - здесь делали пуговицы, чашки, табакерки и т. п. В 1756 году Д. Виноградов соорудил большой горн, и Невская мануфактура стала выпускать целые сервизы. Первый сервиз, получивший позже название «Собственный», был сделан специально для Елизаветы. По указу Екатерины II мануфактуру реорганизовали и расширили с целью налаживания массового производства, а в 1765 году её переименовали в Императорский фарфоровый завод.


Фото 3. Сервиз «Собственный Ея Императорского величества Елизаветы Петровны» (частично)

 Собственный сервиз 

Не отстали от государства и частные предприниматели. Первое частное производство фарфора было организовано в 1754 году в принадлежавшей князьям Урусовым деревне Вербильцы под Москвой. В 1766 году производство выкупил Френсис (позднее Франц Яковлевич) Гарднер, английский коммерсант, связавший свою жизнь с Россией. Он реорганизовал кустарную мануфактуру в фабрику, ставшую позже знаменитой в качестве изготовителя широко известного гарднеровского фарфора.
Такие были первые шаги фарфора в России. Прошло не так много лет, и производители русского фарфора добились международного признания, неоднократно удостаивались золотых медалей всемирных выставок. Среди их работ есть произведения искусства, украшающие экспозиции музеев и коллекции ценителей старинного фарфора России.

Фото 4. Фарфоровая «Коломбина» фабрики Гарднера, 1780-е годы

 Коломбина Гарднер 1780-е 

Впоследствии в России возникло много фарфоровых фабрик, государственных и частных. Некоторые из них стали широко известными, некоторые просуществовали совсем недолго, но каждая из них внесла свой вклад в историю фарфора, который можно отследить по клеймам, наносившимся на изделия. Сегодня эти клейма являются главным, хотя и не всегда достаточно точным, средством атрибуции фарфоровых изделий.

Маркировка фарфора

В настоящее время все предприятия-изготовители во всех отраслях помечают свои предметы утверждёнными фирменными знаками, защищёнными патентом, за которыми скрывается целый комплекс качеств. Раньше клейма отличались от современных лаконичных товарных знаков и были более информативны.
Традиция ставить на работах клейма существует давно, отражая гордость мастера за дело своих рук. То же самое стало и с фарфором. Первое клеймо в истории русского фарфора было поставлено на пробную чашку Невской мануфактуры в 1745 году по приказу Христиана Гунгера. На донышке чашки было указано время и место её изготовления.

Фото 5. Личное клеймо «отца русского фарфора» Д. И. Виноградова

 Клеймо Виноградов 

Клеймо изготовителя подтверждало соответствие высокому стандарту, поэтому оно не ставилось на изделия, по каким-то причинам не соответствующие этим требованиям, и, наоборот, права на зарекомендовавшие себя марки охотно покупались другими мастерами, стремившимися продавать свой товар под хоть и чужим, но широко известным именем. Поэтому при атрибутике антикварного фарфора учитывайте, что маркировка не всегда гарантирует принадлежность предмета тому или иному производителю.
Обычно клеймо несло в себе информацию о месте и времени изготовления, нередко об имени мастера, руководившего производством. Эти сведения постоянно изменялись, отсюда большое количество разных клейм, подчас серьёзно затруднявшее определение принадлежности изделия. Каталоги фарфоровых клейм содержат многие сотни рисунков, разницу между которыми иной раз трудно заметить, однако эти отличия могут решающим образом повлиять на атрибуцию фарфора.
Существует два вида клейм – подглазурные и надглазурные. Подглазурная марка рельефно оттискивалась на сыром материале, или же на изделие ставился штамп до нанесения глазури. Надглазурная марка ставилась уже на декорированный предмет, и клеймо проходило процедуру обжига вместе с изделием. Поэтому сведения, содержащиеся в маркировке, отличаются друг от друга. Подглазурные марки несут информацию о времени производства товара, надглазурные – о времени его «выхода в свет». Между этими моментами иногда проходили годы, поскольку на фарфоровых фабриках часто скапливалось много маркированных заготовок (их называют бельём), которые проходили окончательную обработку и поступали на рынок при необходимости.

Фото 6. Образцы ранних клейм Императорского фарфорового завода

 Образцы клейм ИФЗ 

С этим обстоятельством иногда бывали связаны любопытные казусы, когда, например, на первом фарфоре Ленинградского завода (название Императорского фарфорового завода после 1917 года) встречались подглазурные марки царских времён. С другой стороны, российские заводы в XIX веке часто закупали бельё за границей, поэтому наличие российской марки на изделии не всегда означает, что оно было сформовано в России. Иногда в таких случаях на предметах стоит два клейма. Встречается фарфор с маркой французской Лиможской мануфактуры, изготовившей бельё, и Императорского фарфорового завода, где изделие прошло окончательную обработку. Марки на изделиях известных производителей, закупленных для художественной отделки, в России обычно не удалялись, поскольку это повышало ценность фарфора.
Подглазурные марки часто содержали знаки мастеров, производивших работы на разных стадиях изготовления изделия. Эти пометки служили для контроля качества на каждом этапе, а также определения заработной платы. Надглазурные метки обычно сообщали сведения о мастере, расписавшем изделие, а на художественном фарфоре указывалось имя или личный знак художника, создавшего эскиз.
Информативные клейма обычно принадлежали крупным производителям, клейма мелких фабрик гораздо проще. Учитывая количество производивших фарфор российских предприятий (в начале XX века их было 36, при этом по стране ходил фарфор давно закрывшихся фабрик), можно себе представить великое разнообразие клейм русского фарфора. Поэтому определение принадлежности (атрибуция) фарфоровых изделий – очень сложное и увлекательное занятие, схожее с расшифровкой неизвестной письменности.

Фото 7. «Гурьевский сервиз» (частично), 1809-1817, Императорский фарфоровый завод
По цене известных предметов – самый дорогой сервиз мира

Гурьевский сервиз  В настоящее время много справочников и каталогов антикварного фарфора России, в которых есть сведения об предметах и клеймах, однако ни один из них не претендует на полноту. Новая информация поступает постоянно благодаря труду учёных и коллекционеров, в поле зрения которых попадают не исследованные ранее экспонаты музейных и частных коллекций.

Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>

 


Свяжитесь с нами