Антикварные предметы интерьера, старинная мебель и подарки различных стилей и эпох
Тел.: +7 (495)648 44 96 или +7 (926)005 51 71
E-mail: info@antikzone.ru
Адрес: г. Москва, Токмаков пер., д. 14 м.Курская
Убедительно просим Вас предварительно связаться с нами!

Каталог клейма русского фарфора 18-19 веков по заводам и годам

Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>

До XVIII века фарфор, чрезвычайно высоко ценившийся при дворах европейских монархов, поставлялся в Европу из Китая, Японии и Индии. 15 января 1708 года немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер первым в Европе получил фарфор, а ровно через два года начала работу первая европейская мануфактура по производству фарфора в Мейсене (Саксония). 
Саксонская монархия ревниво хранила свою монополию на фарфор, и другим странам пришлось добывать секрет его изготовления самостоятельно.  Так, во Францию рецепт производства фарфора попал благодаря усилиям жившего в Китае в 1712-1722 гг. иезуита д’Антреколя, сумевшего доставить на родину описание технологии и образцы используемых при изготовлении фарфора природных материалов.  В Англию секрет попал в 1730-е годы через гугенотов, периодически бежавших из Франции на Британские острова, спасаясь от религиозных гонений. Наконец, в 40-е годы XVIII века производство фарфора началось в России, причём на основе собственных разработок.


Начало российского фарфора

Главный компонент фарфора, каолин (белая глина), применялся в России в качестве сырья для производства посуды и печных изразцов с XVI века.  При Петре I начинаются попытки воспроизвести европейский фарфор на российской почве.  В 1723 году первый российский император издал указ о всемерной поддержке предпринимателей, которые смогли бы наладить производство фарфора в России с использованием местного сырья.
Первым российским предприятием, выпускавшим фарфор, стала Невская порцелиновая мануфактура, построенная недалеко от Санкт-Петербурга в 1744 году по указу императрицы Елизаветы. Белый фарфор в то время назывался в России порцелином (от итальянского «porcellino», поросёнок). Мануфактура стала третьим в Европе предприятием (после Мейсенской и Венсеннской мануфактур), освоившим производство изделий из фарфора.


Фото 1. Елизавета Петровна Романова, императрица Всея Руси, крёстная матушка российского фарфора
Елизавета Петровна 
Отметим, что слово «фарфор» заимствовано из фарси. Иранские купцы, привозившие в Россию посуду из Китая, называли её «фахфур».
Руководить мануфактурой был приглашён саксонский мастер Христиан Конрад Гунгер, имевший немалый опыт работы в Мейсене. Как обычно поступали в России в подобных случаях, в помощники ему дали молодого учёного Дмитрий Виноградова, соученика Ломоносова, чтобы он мог перенимать опыт у маститого немца. Однако наладить производство Гунгеру не удалось, его изделия имели мало общего с европейским фарфором. Причиной этому, возможно, послужило слепое следование Гунгером европейским методикам при полном игнорировании особенностей местного российского сырья. Или же мастер, набивая себе цену, несколько преувеличил свою квалификацию.
Гунгер был отстранён от дел, Виноградов же продолжал собственные опыты, и в 1746 году он воспроизвёл процесс изготовления фарфора. После долгих лет упорного труда виноградовский фарфор уже не уступал саксонскому по качеству. При этом российское тесто (первичная фарфоровая масса) куда ближе подошла по составу к китайскому эталону, чем германский аналог. В 1752 году Дмитрий Виноградов выпустил первую в Европе научную работу, посвящённую теоретическому обоснованию и описанию изготовления фарфора. Технология производства фарфора перестала быть тайной, и в России начинают появляться новые мануфактуры.

Фото 2. Первая российская фарфоровая чашка
Первая русская чашка 
Невская мануфактура на первых порах довольствовалась «малыми формами» - здесь производились пуговицы, чашки, табакерки и т. п. В 1756 году Д. Виноградов соорудил большой горн, и Невская мануфактура стала выпускать целые сервизы. Первый сервиз, получивший позже название «Собственный», был создан специально для Елизаветы. По указу Екатерины II мануфактуру реорганизовали и расширили с целью налаживания массового производства, а в 1765 году её переименовали в Императорский фарфоровый завод.


Фото 3. Сервиз «Собственный Ея Императорского величества Елизаветы Петровны» (частично)
 Собственный сервиз
Не отстали от государства и частные предприниматели. Первое частное производство фарфора было организовано в 1754 году в принадлежавшей князьям Урусовым деревне Вербильцы под Москвой. В 1766 году производство выкупил Френсис (впоследствии Франц Яковлевич) Гарднер, английский коммерсант, связавший свою жизнь с Россией. Он  реорганизовал кустарную мануфактуру в фабрику, ставшую позже знаменитой в качестве изготовителя широко известного гарднеровского фарфора.
Таковы были первые шаги фарфора в России. Прошло не так много лет, и производители русского фарфора добились международного признания, неоднократно удостаивались золотых медалей всемирных выставок. Среди их изделий немало настоящих шедевров, украшающих экспозиции музеев и коллекции ценителей старинного фарфора России.

Фото 4. Фарфоровая «Коломбина» фабрики Гарднера, 1780-е годы
 Коломбина Гарднер 1780-е
Впоследствии в России возникло множество фарфоровых фабрик, государственных и частных. Некоторые из них стали широко известными, некоторые просуществовали совсем недолго, но каждая из них внесла свой вклад в историю фарфора, который можно отследить по клеймам, наносившимся на изделия. Сегодня эти клейма являются главным, хотя и не всегда достаточно точным, средством атрибуции фарфоровых изделий. 

Маркировка фарфора

В настоящее время все предприятия-изготовители во всех отраслях помечают свою продукцию утверждёнными фирменными знаками, защищёнными патентом, за которыми скрывается целый комплекс гарантированных качеств. Раньше клейма отличались от современных лаконичных товарных знаков и были гораздо более информативны.
Традиция ставить на изделия клейма существует с незапамятных времён, отражая гордость мастера за дело своих рук. Не стал исключением и фарфор.  Первое клеймо в истории русского фарфора было поставлено на пробную чашку Невской мануфактуры в 1745 году по приказу Христиана Гунгера. На донышке чашки было указано время и место её изготовления.

Фото 5. Личное клеймо «отца русского фарфора» Д. И. Виноградова
 Клеймо Виноградов
Клеймо изготовителя подтверждало соответствие некоему высокому стандарту, поэтому оно не ставилось на изделия, по каким-то причинам не соответствующие этим требованиям, и, наоборот, права на зарекомендовавшие себя марки охотно покупались другими производителями, стремившимися продавать свой товар под хоть и чужим, но широко известным именем. Поэтому при атрибутике антикварного фарфора следует учитывать, что маркировка не всегда гарантирует стопроцентную принадлежность изделия тому или иному производителю.
Обычно клеймо несло в себе информацию о месте и времени изготовления, нередко об имени мастера, руководившего производством. Эти сведения постоянно изменялись, отсюда великое множество разнообразных клейм, подчас серьёзно затруднявшее определение принадлежности изделия. Каталоги фарфоровых клейм содержат многие сотни рисунков, разницу между которыми иной раз трудно заметить, однако  эти отличия могут решающим образом повлиять на атрибуцию фарфора. 
Существует два вида клейм – подглазурные и надглазурные. Подглазурная марка рельефно оттискивалась на сыром материале, или же на изделие ставился штамп до нанесения глазури. Надглазурная марка ставилась уже на декорированный предмет, и клеймо проходило процедуру обжига вместе с изделием. Поэтому сведения, содержащиеся в маркировке, отличаются друг от друга. Подглазурные марки несут информацию о времени производства товара, надглазурные – о времени его «выхода в свет». Между этими моментами иногда проходили годы, поскольку на фарфоровых фабриках нередко скапливалось большое количество маркированных заготовок (их называют бельём), которые проходили окончательную обработку и поступали на рынок по мере необходимости.

Фото 6. Образцы ранних клейм Императорского фарфорового завода
 Образцы клейм ИФЗ
С этим обстоятельством иногда бывали связаны любопытные казусы, когда, например, на первом фарфоре Ленинградского завода (название Императорского фарфорового завода после 1917 года) встречались подглазурные марки царских времён. С другой стороны, российские заводы в XIX веке часто закупали бельё за границей, поэтому наличие российской марки на изделии не всегда означает, что оно было сформовано в России. Иногда в подобных случаях на предметах стоит два клейма. К примеру, встречается фарфор с маркой французской Лиможской мануфактуры, изготовившей бельё, и Императорского фарфорового завода, где изделие прошло окончательную обработку. Марки на изделиях авторитетных производителей, закупленных для художественной отделки, в России обычно не удалялись, поскольку это повышало ценность фарфора в глазах покупателей.
Подглазурные марки часто содержали знаки мастеров, производивших работы на разных стадиях изготовления изделия. Эти пометки служили для контроля качества на каждом этапе, а также определения заработной платы. Надглазурные метки обычно сообщали сведения о мастере, расписавшем изделие, а на художественном фарфоре всегда указывалось имя или личный знак художника, создавшего эскиз.
Столь информативные клейма обычно принадлежали крупным производителям, клейма мелких фабрик гораздо проще.  Учитывая большое количество производивших фарфор российских предприятий (в начале XX века их было 36, при этом по стране ходил фарфор давно закрывшихся фабрик), можно себе представить великое разнообразие клейм русского фарфора. Поэтому определение принадлежности (атрибуция) фарфоровых изделий – очень сложное и крайне увлекательное занятие, схожее с расшифровкой неизвестной письменности.

Фото 7. «Гурьевский сервиз» (частично), 1809-1817, Императорский фарфоровый завод
По сумме стоимости известных предметов – самый дорогой сервиз мира
Гурьевский сервиз 
В настоящее время существует целый ряд справочников и каталогов антикварного фарфора России, содержащих сведения об изделиях и клеймах, однако ни один из них не претендует на полноту. Новая информация поступает постоянно благодаря кропотливому труду учёных и коллекционеров, в поле зрения которых попадают не исследованные ранее экспонаты музейных и частных коллекций.

Перейти к каталогу ФАРФОР >>>>

 

Помощь в поиске антиквариата

Имя
E-mail
Оставьте Ваш емейл или телефон
Телефон
Сообщение*
Отправить

Если Вы не нашли в нашем каталоге старинных вещей необходимый антиквариат, или у Вас возникли вопросы, то мы будем рады помочь в ПОИСКЕ АНТИКВАРИАТА для изысканного экслюзивного ПОДАРКА, для украшения ИНТЕРЬЕРА, для ИНВЕСТИРОВАНИЯ или для Вашей личной КОЛЛЕКЦИИ.

 

Напишите нам сообщение или позвоните нам и мы найдем для Вас антиквариат, обязательно ответим на все вопросы и поможем Вам!!!

График работы: Ежедневно с 11 до 22 часов.

Адрес: Находимся в центре!. м.Курская 10 мин. Москва, Токмаков пер. дом 14

Позвоните нам по тел: +7 (495) 648 44 96 или +7 (926) 005 51 71

Или напишите на почту: info@antikzone.ru

 

Яндекс.Метрика