Антикварные предметы интерьера, старинная мебель и подарки различных стилей и эпох
Тел.: +7 (495)648 44 96 или +7 (926)005 51 71
E-mail: info@antikzone.ru
Адрес: г. Москва, Токмаков пер., д. 14 м.Курская
Убедительно просим Вас предварительно связаться с нами!

Кабинетная скульптура Арт-деко, стиль арт деко в интерьере

Наша коллекция АНТИКВАРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ>>>>>

НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРИАТА АРТ ДЕКО>>>>

 

Кабинетная скульптура ар-деко

Причина  востребованности кабинетной скульптуры ар-деко -  это  мода на неё, зародившаяся в  70-е гг. ХХ в. и переживающая новую волну. Эти произведения по сей день воспринимаются, как воплощение передовой дизайнерской мысли, органично вписываясь в оформление современных домов.  Будучи тесно связанной с предметной обстановкой, кабинетная скульптура задает настроение  всему интерьеру. А предметы в стиле ар-деко заряжены жизнеутверждающим настроением неги и роскоши,  возникшим  на Западе после Первой мировой войны.  
Этот стиль существенно повысил статус кабинетной скульптуры. Французские и немецкие мастера малой пластики  20-х — 30-х гг. не входили в единое сообщество, и стилевое движение ар-деко находилось под влиянием различных источников. В числе основных – неоклассицизм. Чертами преемственности ар-деко также был связан с модерном.
Любовь этого стиля и современных ему направлений в искусстве - футуризма и конструктивизма - к геометрическим линиям, к передаче стремительного движения, скорости, была связана с новейшими достижениями техники, появлением машин и аэропланов.
Тематику произведений кабинетной скульптуры разнообразил спорт: в числе источников ар-деко оказались, не в последнюю очередь, атлетичные формы спортсменок и их короткие стрижки.


Ар-деко -  стиль изысканной красоты и дорогого шика.

Для него  характерно использование ценных материалов, таких, как бронза (отливки из неё  полировались, прочеканивались и покрывались декоративной патиной),   золото, слоновая кость. Но мастера кабинетной пластики ар-деко  обращались в своём творчестве и к менее дорогим  материалам – таким, как  сталь, алюминий, перламутр, эмаль, лак, поскольку для ар-деко роскошь  — не только дороговизна, но и визуальное богатство. Ар-деко любил сопоставлять сверкающую и гладкую металлическую поверхность с фактурой редких пород камня,  для впечатления зрительного контраста темное  дерево инкрустировалось перламутром и латунью. Часто в одном предмете сочетались различные поделочные породы для  достижения  большего декоративного эффекта.
При   промышленном производстве кабинетной скульптуры ар-деко в  первой трети XX века применялись заменители  бронзы: регул   и шпиатр  (цинковые сплавы).  
К относительно недорогим материалам ар-деко относятся также стекло, кракелированная  керамика (глазурованный фаянс), терракота и фарфор. Например, Севрская мануфактура выпускала статуэтки ар-деко из бисквита (белого неглазурованного фарфора.
Развитие кабинетной скульптуры ар-деко происходило по двум основным направлениям, которые можно условно обозначить, как «синтетическое» и «натуралистическое». Синтетическое направление оказалось более восприимчивым к влиянию авангарда; его образцам свойственная более лапидарная эстетика. 

 

Кракелированная керамика АРТ ДЕКО

Применяемый антикварами термин «кракелированная керамика» условен, поскольку исходная модель могла существовать и в фаянсе, и в известняке - естественного цвета или раскрашенном, с кракелюром на глазури или без. Если для  модерна были характерны  растительные мотивы, то стиль ар-деко больше любил животных - медведей, тигров, пантер, голубей и пр. Чаще других использовались поливные глазури белых оттенков, но также применялись однотонные глазури и насыщенных цветов - тёмно-зелёного, синего, красного, на гладкой  поверхности на которых  играл свет. Цвет не передавал   природную окраску животных, а был рассчитан на подчёркнуто декоративный эффект.  Удаляясь от реализма,  скульпторы-анималисты 20-х годов передавали позы животных обобщенно, в кубистических формах. При минимуме частных подробностей облик животных оставался  узнаваемым. 

Кабинетная скульптура Арт-деко Шарль Лемансо. Белый медведь.1930-е
 
Шарль Лемансо. Белый медведь. Фаянс, глазурь, кракелирование, 1930-е.


В технике кракелированной керамики работали Франсуа Помпон, Жан и Жоэль Мартель (1896-1966), Жан и Жак Адне, Эдуард-Марсель Сандоз, Шарль Лемансо, Жео Конде, Жорж Шеволье, Шарль Катто, Луи Фонтенель, Ле Жан, Шарль Вирион и многие другие скульпторы.

Кабинетная скульптура Арт-деко Жан и Жак Адне. Голубь. 1925
 
Жан и Жак Адне. Голубь. Фаянс, глазурь, кракелирование. 1925.
 

 Кабинетная скульптура Арт-деко Ле Жан. Девушка с собаками
Ле Жан. Девушка с собаками. Фаянс, глазурь, кракелирование.


В этой композиции автор обратился к мотиву борзых собак, их стремительного бега, модному в искусстве ар-деко. По выражению одного из основоположников стиля ар-деко в скульптуре, Франсуа Помпона, в скульптуре не должно быть  «дыр». В обобщённом силуэте работы Ле Жана соединились сильные животные и человек, гибкие линии тренированного тела и стилизованные, напоминающие зубчатый вал, мощные  дуги стеблей. Одним из ключевых признаков формотворчества 1920-х годов стало особое понимание лапидарной формы, извлеченное из уроков авангарда. Обтекаемый силуэт и графическое прочтение фигуры обнаружили родство произведений архаической пластики и эстетики современного техницизма. 

Внимание к технике исполнения, активное внедрение новых материалов, применение цвета в скульптуре и освоение новых средств выразительности объединяет с другими мастерами 1920-х гг. и скульптора русского происхождения, Георгия Лаврова.
 

Кабинетная скульптура Арт-деко Шарль Лемансо. Борзая в прыжке
Шарль Лемансо. Борзая в прыжке. Фаянс, глазурь.


Скульптор  переосмысливает анатомию  борзой с целью подчеркнуть её  свободную экспрессию, запечатлеть   движение в инертной материи.
 

Кабинетная скульптура Арт-деко Фонтенель. Умывающиеся пантеры 
Фонтенель. Умывающиеся пантеры. Фаянс, глазурь, кракелирование.
 

Кабинетная скульптура Арт-деко Сен - Клеман. Пантера

Сен - Клеман. Пантера. Фаянс, глазурь, кракелирование.


В изображении диких экзотических животных – пантер, львов, леопардов - нашло выражение увлечение экзотикой, наследием стран Востока и Африки, переживаемое в искусстве и моде того времени.

Кабинетная скульптура Арт-деко Жан и Жоэль Мартель. Аккордеонист.  Около 1930 г.  
Жан и Жоэль Мартель. Аккордеонист. Терракота. Около 1930 г.


Несмотря на то, что к жанровой скульптуре малоприменим нефигуративный язык, в гранёных, кристаллических формах «Аккордеониста» братьев Жана и Жоэля Мартелей  ощутимо влияние  кубизма и футуризма, в значительной мере повлиявших на  стиль ар-деко. Первым, кто  приблизился  к абстрактной скульптуре, был Константин Бранкузи: «Бранкузи уже в произведениях конца 1900-х годов сформировал лаконичную форму, сведенную к основному объему» . 

На выразительные средства, стилистические черты скульптуры ар-деко значительное воздействие оказало также открытие памятников архаического искусства Востока и Африки. Раскопки извлекали на свет произведения древней скульптуры, изумлявшие современников сдержанностью и выразительностью пластического языка. Под влиянием  древневосточных  зиккуратов  возникла любовь ар-деко к многогранникам, ступенчатым завершениям, часто определявшая форму скульптурных постаментов. Геометризм постаментов контрастировал с фигуративностью статуэтки. 
 

Кабинетная скульптура Арт-деко Георгий Лавров. Тигр  вышел  из джунглей
 Георгий Лавров. Тигр  вышел  из джунглей. Бронза, серебряная патина, постамент из мрамора.


Обладая рядом общих черт – высоким вкусом к стилизации и декоративному прочтению формы, интересом к экзотике и архаическим культурам – синтетическое и натуралистическое направления различались степенью претворения натуры и восприятием современных течений. К натуралистическому направлению скульптуры ар-деко можно отнести изделия, выполненные в хрисоэлефантинной технике, которые являются примером большего реализма, чем  кракелированная   керамика, органично усвоившая  язык абстракции.

 

Хрисоэлефантинная техника АРТ ДЕКО

Хрисоэлефантинная техника предполагала  использование в качестве материалов   золота, слоновой кости, бронзы, черепахового панциря, лака и серебра.  Она не изобретена стилем ар-деко, а почерпнута из наследия классики. Предметы, исполненные в этой технике, демонстрируют роскошь  ар-деко. 

Скульптурные произведения из бронзы и слоновой кости условно делятся  на несколько тематических направлений . 

Первое из тематических  направлений скульптуры – так называемое  «театрализованное». Сюда   можно отнести  обнажённые фигуры античных богинь, в которых угадываются следы   модерна, и фигуры танцовщиц. Представителями этого  направления принадлежат  Чипарус  (1886–1947) и Клер Жанн Робер Колине (1880-1950). Дмитрий Чипарус, скульптор румынского происхождения, уделял особенное внимание костюму. Своих танцовщиц он изображал с головы до пят одетыми в экзотические наряды, демонстрирующие  влияние дягилевских Сезонов,  словно застывшими в балетных позах, зачастую на пуантах. 


 Кабинетная скульптура Арт-деко Чипарус Дмитрий. Русский балет
Чипарус Дмитрий. Русский балет. Патинированная бронза, золочение,  слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 61 см.

 

Кабинетная скульптура Арт-деко Клер Жанн Робер Колине. Индийская танцовщица.   Около 1925 г.
  
Клер Жанн Робер Колине. Индийская танцовщица. Патинированная бронза.  Около 1925 г.


 Стоящая на одном мыске, с широко раскинутыми руками, танцовщица  Пьера Ле Фагои (1892-1962) держит на плечах стилизованный посох, перевитый лозой. В стиле этой «театрализованной» статуэтки  заметно влияние неоклассицизма. Благодаря развороту торса вся фигура кажется преисполненной динамики. Характерной для  ар-деко ступенчатый пьедестал из мрамора Порторо.

Кабинетная скульптура Арт-деко Пьер Ле Фагои. Танцовщица. Около 1930 г
Пьер Ле Фагои. Бонза, постамент из мрамора Portoro. Около 1930 г.


Среди представителей натуралистического направления особой  конкретностью  и правдоподобием в изображении персонажей отличался Фердинанд Прайсс (Preiss F.) Прайсс  обращался к теме современного танца и спорта, запечатлевая своих горделивого вида  героинь в новых для скульптуры позах. Одетые  по моде 20-х гг., они  обладают грацией античных нимф.  


 Кабинетная скульптура Арт-деко Прайсс Фердинанд. Фигуристка.
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Фигуристка. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса. Высота: 33,5 см.

Популярны были изображения звезд спорта, театра и кино, исторических и литературных персонажей,  изображения детей, дам в сопровождении борзых собак, в гамаке или с теннисными ракетками, и прочие повседневные и спортивные сцены. Порой скульптурные образы  поражали своей конкретностью.


 Кабинетная скульптура Арт-деко Прайсс Фердинанд. Сынок
Прайсс Фердинанд (1882–1943). Сынок. Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из оникса Высота: 21,3 см.

 

Эротические скульптуры АРТ ДЕКО

Творчество Бруно Зака (Zach B.) и Доротеи Шарол (1889-1963) относят к разряду эротической скульптуры.  Эти художники воплощали образ эмансипированной женщины  своей эпохи,  завоевавшей право на свободное и даже вульгарное поведение.


Кабинетная скульптура Арт-деко Зак Бруно (1891–1945). Девушка с хлыстом 
Зак Бруно (1891–1945). Девушка с хлыстом Бронза, патинирование, постамент из мрамора. Высота: 82 см.

Кабинетная скульптура Арт-деко Доротея Шарол. Танцовщица в зелёном

Доротея Шарол. Танцовщица в зелёном.  Бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, постамент из мрамора и оникс


Пьер Ле Фагои (Le Faguays), испанец по происхождению,  выполнял кабинетные статуэтки на исторические темы, а Александр Келети (1874-1940) весьма натуралистично изображал персонажей комедии дель-арте. Однако, в дальнейшем  эти скульпторы, как и  Поль Филипп (Philippe P.),  испытали влияние кубизма. 

Кабинетная скульптура Арт-деко Александр Келети. Пьеро и Пьеретта
 
Александр Келети. Пьеро и Пьеретта. Бронза, патина, слоновая кость, холодное окрашивание, постамент из мрамора.


 Кабинетная скульптура Арт-деко Пьер Ле Фагои. Лучник
Пьер Ле Фагои. Лучник. Бронза с коричневой и серебряной патиной, слоновая кость, постамент из серого мрамора.


В 20-е —30-е гг. ХХ в. скульптуры, исполненные  в хрисоэлефантинной технике, стали символом  стиля ар-деко  и  завоевали в европейских странах широкую популярность. 
Существовало также массовое производство функциональных вещей для интерьера: настольных ламп (масляных или электрических), держателей для книг (букендов), также являвших собой более или менее ценные образцы кабинетной скульптуры ар-деко.

Энрике Молен-Балест родился в Барселоне, но работал, преимущественно, во Франции. Он подписывал свои произведения «H. Molins». 


 Кабинетная скульптура Арт-деко Энрике Молен-Балест. Красавица
Энрике Молен-Балест. Красавица. Лампа. Бронза, холодное окрашивание, постамент из мрамора.

Макс Ле Верье (1891 – 1973) – одна из выдающихся фигур стиля ар-деко. Особое внимание Ле Верье уделял форме своих работ: его скульптура отличается ясностью силуэта и  лаконичностью композиции. Всю работу по созданию произведений мастер выполнял сам. Его мастерская специализировалось на кабинетной скульптуре, осветительных приборах и  на производстве держателей для книг. Ряд произведений Ле Верье  как бронзовщик выпустил в сотрудничестве со скульптором Пьером Ле Фагои, работавшим под псевдонимом Fayral и Guerbe. 

Кабинетная скульптура Арт-деко Макс Ле Верье. Загадка. Лампа.  

Макс Ле Верье. Загадка. Лампа. Бронза  с зеленой патиной, постамент из мрамора Portoro. Высота 44 см.

Кабинетная скульптура Арт-деко Макс Ле Верье.  Держатели для книг.
 
Макс Ле Верье.  Держатели для книг. Бронза с зелёной патиной, постамент из камня.

Вот пример сотрудничества Ле Фагои (под псевдонимом Guerbe) и Ле Верье, причём первый здесь выступал в качестве автора, а  второй – в качестве  бронзолитейщика, о чём свидетельствует клеймо Ле Верье на бронзовом поземе поверх ступенчатого мраморного пьедестала. Модель, известная по многим отливкам  и названная «Испанка» , изображает полуобнажённую молодую женщину в набедренной повязке, украшенной кубистическими  мотивами, которая шагает, неся над собой абажур в виде  веера из оранжево-красного агатового (мраморного) стекла с узором из стилизованных цветов и геометрических форм. Следует отметить, что для своих осветительных приборов Дом Ле Верье заказывал художественное  стекло в мастерских  братьев Доум из Нанси.

Кабинетная скульптура Арт-деко Пьер Ле Фагои Макс Ле Верье.  Испанка. Лапма.

Пьер Ле Фагои, Макс Ле Верье.  Испанка. Лапма. Бронза с зелёной античной патиной, стекло, постамент из мрамора. Около 1925. Высота 52 см.


Порой стеклянный абажур, имевший скульптурную форму, становился самостоятельным декоративным предметом, который вполне можно отнести к кабинетной скульптуре ар-деко. В таких осветительных приборах  стекло доминировало. 


 Кабинетная скульптура Арт-деко Этлинг. Ночник. Опаловое стекло. 1930
Этлинг. Ночник. Опаловое стекло. 1930.


Мануфактура Эдмонда Этлинга (Etling) —один из ведущих парижских производителей предметов ар-деко  1920–1930-х гг. в Париже. Особое место на предприятии отводилось производству дизайнерских предметов из опалесцирующего стекла. Мануфактура сотрудничала с  ведущими художниками. Все произведения Etling были созданы в период  1920-х гг - 1940-х гг., когда стиль ар-деко был на вершине популярности.

Помимо стеклянных элементов, входивших в состав осветительных приборов ар-деко, существовала собственно кабинетная   скульптура из художественного стекла, не имевшая функционального назначения. В числе мастеров стеклянной скульптуры ар-деко – имя Рене Лалика, ранее прославившегося  своими работами в стиле модерн. Благодаря его творчеству на рубеже XIX–XX вв. получила распространение техника матового стекла, набравшая чрезвычайную популярность  в декоративном искусстве 1920-х гг. 
 

Кабинетная скульптура Арт-деко Рене Лалик. Лето Времена года 1939
Рене Лалик. Времена года: лето. Стекло. 1939.


Антикварный интерес к предметам ар-деко возрос в 70-е гг., а начиная с 1990-х гг. эти уникальные изделия стали хитами продаж ведущих аукционных домов. 

Наша коллекция АНТИКВАРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ>>>>>

НАША КОЛЛЕКЦИЯ АНТИКВАРИАТА АРТ ДЕКО>>>>

Помощь в поиске антиквариата

Имя
E-mail
Оставьте Ваш емейл или телефон
Телефон
Сообщение*
Отправить

Если Вы не нашли в нашем каталоге старинных вещей необходимый антиквариат, или у Вас возникли вопросы, то мы будем рады помочь в ПОИСКЕ АНТИКВАРИАТА для изысканного экслюзивного ПОДАРКА, для украшения ИНТЕРЬЕРА, для ИНВЕСТИРОВАНИЯ или для Вашей личной КОЛЛЕКЦИИ.

 

Напишите нам сообщение или позвоните нам и мы найдем для Вас антиквариат, обязательно ответим на все вопросы и поможем Вам!!!

График работы: Ежедневно с 11 до 22 часов.

Адрес: Находимся в центре!. м.Курская 10 мин. Москва, Токмаков пер. дом 14

Позвоните нам по тел: +7 (495) 648 44 96 или +7 (926) 005 51 71

Или напишите на почту: info@antikzone.ru

 

Яндекс.Метрика