КАТАЛОГ


Английский фарфор и керамика 18-19 веков

Британский фарфор XVIII века

В отличие от фабрик по производству фарфора Германии, Франции и Италии, британские фабрики не пользовались покровительством ни короля, ни аристократов. В результате, выжить они могли только в случае коммерческого успеха, поэтому предпочтение отдавали изделиям массового спроса. Из многих предприятий, основанных в Англии в разгар «фарфоровой лихорадки» в середине XVIII столетия, три важнейшие фабрики выдвинулись в лидеры на рынке. Фарфор, производившийся на них, отличался от мейсенского и восточного фарфора черепком, сделанным из мягкой глины.
Хотя споры на этот счет не утихают, лавры первенства в производстве фарфора, независимо от его качества, принадлежат фабрике Челси, основанной в 1745 году. Наряду с копированием мейсенских, восточных, а позже и севрских изделий, выпускались образцы высочайшего качества. В деятельности фабрики Челси можно выделить четыре периода, в соответствии с товарными знаками.
Фабрики в Ворчестере и Дерби начали работать приблизительно в середине ве¬ка и, пережив нескольких владельцев, добились огромного успеха. Фабрика Ворчестера специализировалась на производстве чайной посуды. Основной про¬дукцией фабрики Дерби были статуэтки; их в конце века сменили чрезмерно расписанные и позолоченные сервизы. В 1769 году фабрика Челси влилась в фабрику Дерби.

 

Знаки Челси

История фарфора Челси делится на четыре периода, на что указывают фабричные знаки. За выгравированным треугольником, использовавшимся в 1745-1749 гг., в течение следующих трех лет употреблялся поднятый якорь. Красный якорь указывает на период (1752-1757), когда были сделаны многие из самых известных предметов Челси: супницы с животными, ботанические тарелки и первые фигурки. «Период золотого якоря» (1757-1769) был знаменит искусным декором с чрезмерной позолотой. Все эти знаки много раз подделывали.
 

Фабрика Дерби

прославилась высококачественной декорировкой фарфора. К концу XVIII века и в течение периода Регентства ботаническая роспись была особенно модной: каждый образец цветка тщательно выписывался яркими красками. 

 

Развитие производства фарфора в Британии в XVIII веке

Наряду с тремя крупными фабриками в Челси, Дерби и Ворчестере, в Англии в середине XVIII века возникло множество других концернов по производству фарфора. В Лондоне, где для эксклюзивного рынка фарфор делали в Челси, производительной также была фабрика в Боу, изготовившая несметное количество фигурок и посуды. Большая часть декоров Боу была сделана в восточном духе, как в бело-голубой, так и в многоцветной па¬литре. В Лондоне в 1750-х годах функционировали также «Китайские мастерские» Воксхолла и фабрика «Лаймхаус».
В Стаффордшире, на родине керамического производства, первой фабрикой по производству фарфора была «Лонгтон Холл». Несколько фабрик, известных по именам их владельцев, - Пеннингтона, Чэффера, Кристиана и Гилбоди - было открыто в Ливерпуле. В восточной Англии, в Суффолке, фабрика располагалась в Лоувстофте, где делали простую посуду с причудливыми, несложными версиями декоров шинуазри и своих собственных.
В 1750 году Бенджамин Ланд основал фабрику в Бристоле, которая в 1752 году была выкуплена владельцами Ворчестер- ской фабрики. Примерно 25 годами позже Бристоль снова приобрел влияние, когда Ричард Чампион выявил секрет производства фарфора из твердой гли¬ны. Фабрика Чампиона действовала с 1774 по 1781 годах, затем рецепт перешел к фабрике Нью-Холл в Стаффордшире.

 

БРИТАНСКИЙ ФАРФОР XIX ВЕКА

Костяной фарфор, то есть фарфоровый черепок, модифицированный добавле¬нием костяной золы, делавшей его особенно белым, полупрозрачным и прочным, был, вероятно, самым значительным достижением керамики начала XIX века. К 1820 году его использовали на большей части английских фабрик.
В течение первых двадцати лет XIX столетия преобладало пристрастие к неоклассическим формам, особенно популярными были урны и вазы. Декор был экстравагантным, и на самых изящных изделиях великолепная роспись сочеталась с щедрой позолотой. Красочными японскими узорами в красно-стальном, голубом и золотом цветах с редкими мазками зеленого, розового и желтого часто любили декорировать огромные чайные и обеденные сервизы того времени.
К 1840 году наблюдалось возрождение стиля рококо, и многие фабрики, особенно в Стаффордшире, обратились к усложненным формам и цветочной декорировке. Эклектизм поздне викторианского периода нашел свое отражение в фарфоре. Огромные, перегруженные декорировкой вазы заполонили международные выставки. Все-таки среди излишеств были и некоторые прекрасные достижения: минтонская техника pete-sur- pete, ворчестерские сквозные прорези нового «королевского» типа и белликская переливчатая глазурь.

 

АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Во второй половине XIX века в определенной степени стало очевидным, что техническое совершенство керамических изделий отодвинуло на задний план истинные фантазию и художественность. Это привело к нарочитой вульгарности, что особенно проявилось на Большой Выставке в Лондоне в 1851 году. Ответом могло быть только развитие их индивидуального творчества - каждого отдельно или маленькой сплоченной группы из дизайнера, гончара и художника. Свобода выбора декоративного направления явилась основой для «художественной керамики».
Около 1871 года Генри Доултон организовал в Ламбете (Лондон) студию, в которой к созданию и декорированию изделий вручную привлекали студентов из местного колледжа Искусств. Поощрять юные таланты таким образом продолжали в 1870-80-х годах, наиболее заметными декораторами были Ханна Барлоу, Джордж Тинуорс и Элиза Симманс.
Самые изобретательные работы создавали независимые мастера. Среди лучших из них был Уильям де Морган, который открыл свою собственную мастерскую в 1872 году и стал изготавливать роскошные оригинальные изделия, используя люстровую отделку, а также персидские дизайны и цвета. Значительный вклад внесли также мастера, такие, как Бёрмантофты, Линторп, делла Робиа, Рёскин, Бретби и Муркрофт.

Керамика Братьев Мартин

С 1877 г. до начала XX века четверо братьев Мартин работали все вместе над созданием некоторых оригинальных образцов из каменной массы, которые, как правило, покрывали солевой глазурью. Эти образцы известны как «изделия Мартин». Среди знаменитых и дорогостоящих теперь образцов есть и фигуры птиц.

Уильям Муркрофт

Дизайнер из семьи гончаров, Уильям Муркрофт (1872-1946), начиная с 1897 года работал на «Макинтайр и К“», а в 1913 г. открыл свою собственную фабрику. Его первые образцы представляли собой изделия с цветочным узором, но он не остановился на этом и в 1920-х гг. начал выпускать импозантные изделия фламбё.

Керамика де Моргана

Все образцы в этой группе датируются периодом расцвета творчества де Моргана - в Фулхэмской мастерской в 1888-1898 гг. Слева направо: люстровая ваза, дизайн которой создан Холси Рикардо, партнером де Моргана по Фулхэму. Три «изникских» вазы, одна из которых - с необычными волнообразными ручками, демонстрируют типичный для де Моргана дизайн персидского типа в голубых и зеленых тонах. Большое плоское блюдо, расписанное Чарльзом Пэсенджером изображениями фантастических крылатых существ.

Материалы взяты из книги "Иллюстрированная энциклопедия антиквариата"

Ричард Аттербери

Ларс Тарп

 

Наш антикварный магазин старинного фарфора и керамики АНТИКЗОН предлагает Вашему вниманию огромную коллекцию знаменитого английского фарфора, который станет прекрасным подарком, преобразит интерьер Вашей гостиной или залы, а также станет прекрасной инвестицией. Позвоните или напишите нам, наши консультанты помогут Вам подобрать фарфор или заказать антикварные предметы из Англии.

 Костяной фарфор. История создания и технологии.


Свяжитесь с нами