Антикварные предметы интерьера, старинная мебель и подарки различных стилей и эпох
Тел.: +7 (495)648 44 96 или +7 (926)005 51 71
E-mail: info@antikzone.ru
Адрес: г. Москва, Токмаков пер., д. 14 м.Курская
Убедительно просим Вас предварительно связаться с нами!

История антикварного рынка в Европе и появления подделок

Развитый арт-рынок появляется уже в XVII в. в Голландии, которая первая в Европе стала буржуазной республикой. Именно там развиваются отношения художника и заказчика. Государство и церковь перестают быть главными заказчиками, и возникают частные покупатели, а значит, и рынок искусства и антиквариата. Ведь до того церковь была главным заказчиком предметов искусства художникам – в Италии, Германии, Англии. Как такового светского искусства до Ренессанса в Европе не существовало.

В XVIII в. антикварная торговля появляется практически во всех странах, включая Россию. Антикварный рынок Петербурга и даже отчасти Москвы в 18 веке уже активно существует. Активно действуют приезжие и местные антиквары. В Европе в это время двумя основными центрами антикварной торговли остаются Париж и Рим.

 

Париж- центр художественной жизни XVIII века

Париж был лидером художественной жизни. Именно Франция в XVIII в. диктовала вкус и моду, где был очень развит рынок современного искусства. Практически все, что связано с рынком современного искусства, появилось в Париже в XVIII в. Активно входит в обиход понятие салон – это регулярная выставка XVIII в., проходившая в Лувре, потом постепенно переходившая на другие экспозиционные пространства. Выставка-продажа искусства, проходившая регулярно во Франции успешно решала основную цель французского салона – помогала художнику и покупателю найти друг друга.

Во Франции развивается художественная критика, берущая на себя роль посредника между художником и покупателем. Одним из самых известных французских популяризаторов искусства является Дени Дидро, который был художественным критиком, активно занимался пропагандой современного искусства. Такие знаменитые художники как Жан-Батист Грез и Жан-Батист Симеон Шарден сделали имя и получили известность во многом благодаря усилиям Дидро.

В художественной критике значительное место стала занимать пресса, которая давали анонсы Салонов и публиковала отклики на них. Дидро был значимой фигурой на антикварном рынке Франции того времени. Сейчас его называли бы дилер. Именно он отмечен своим сотрудничеством с Екатериной II, для которой он искал важные и интересные картины. Благодаря ему в 1830-е гг. часть коллекции старых мастеров была передана Эрмитажу. Показательна, скажем, история с Геркулесом Пуссена, которого Дидро быстро скупил у проигравшегося в карты собирателя и продал Екатерине II.

В это же время появляются каталоги французских салонов – все они с  1699 г. документированы. В настоящее время можно взять каталог и посмотреть, какие картины экспонировались в парижском Салоне. Публикация каталогов приобретала все большее значение. Так выставка без каталога – это не выставка, считали французы. В России такой практики не было даже в XIX веке, вот почему восстановить выставочную жизнь Москвы 1890-х сложнее, чем Парижа XVIII в.

Париж  XVIII в был центром и антикварного рынка: было много коллекционеров старого искусства, ориентировавшихся на примеры французских королей. Во все времена отмечено, что если обеспеченные люди начинают собирать частную коллекцию, то они подражают королю, царю и т.д. как признанным образцам вкуса. В Париже в начале XVIII в. очень популярна была итальянская живопись, которая принималась за эталон художественного вкуса. В 1830-40 – возникла мода на голландскую и фламандскую живопись. Кругозор коллекционеров и профессионалов постоянно расширялся.

Постепенно интерес европейских коллекционеров, отдававших до этого предпочтение исключительно итальянцам, сдвинулся на север. Все большей популярностью стала пользоваться фламандская живопись. Появилась тенденция выкупать фламандское Высокое Возрождение, находившее в коллекциях Габсбургов, в аристократических итальянских галереях.

По примеру Парижа развиваются и другие центры антикварной торговли. В XVIII в. очень активно функционирует антикварный рынок в Петербурге – много людей покупают картины. Не только аристократы высшего слоя, но и средние слои дворянства оказались причастны к этой новой волне любви к искусству. Сохранились каталоги и публикации коллекций дворян Юсупова и Строганова.

Примечателен факт, что 1717 Юсупов в числе 20 молодых русских бояр был отправлен по повелению Петра I во Францию для обучения в Тулонском училище гардемаринов. По возвращению привез большую коллекцию старинной живописи. Ввозили антиквариат и произведения искусства итальянцы и французы, скажем, Герман Иоганн Клостерман, немец, родившийся в Голландии и с двенадцати лет прижившийся в России, торговал картинам в Петербурге. Были и известные люди, которые приторговывали антиквариатом – Фонвизин торговал вместе с Клостерманом. Торговля произведениями искусства тогда был неплохим источником дохода.

Многие картины Клостермана попали в коллекцию Эрмитажа. Клостерман всегда оставлял какие-то марки, этикетки на оборотах картин. Этот факт очень важен в вопросах атрибуции картин. Так внимательное изучение обратной стороны полотна помогает восстановить ее историю. Встречаются номера Эрмитажа или другие важные отметки.

 

Рим - второй центр арт-рынка Европы XVIII века

Кроме Парижа XVIII в. Центром арт-рынка в Европе является Рим. Особое значение на арт-рынке имеют произведения античного искусства, которые пользовались большой популярностью среди путешественников, приезжающих в Италию. В XVIII в. В Риме активно продавались произведения античного искусства. Многое из того, что считается произведениями античных мастеров, было собрано из фрагментов и доделано реставраторами: ассамбляж. Можно привести в пример коллекцию Людовизи, в основе своей частная, она формировалась в XVII-XVIII в. На каждой скульптуре диаграмма – со схемой приделанных кусочков.

В виду этого много ведется споров среди искусствоведов, считать ли такие предметы подделкой это или нет. С точки зрения современного коллекционера - да, однако с точки зрения человека XVIII в. – нет. В то время античные вещи с утратами не так ценились, как «восстановленные» до «оригинального» состояния предметы. Известно, что такими доделками занимался в молодости даже великий мастер Бернини.

Одним из видных фальсификаторов искусства был Винкельман. Когда он служил у кардинала Альбани, он занимался подтверждением и публикацией вот таких сборных скульптур, где только части принадлежали видному мастеру, а остальное доделывалось группой «коллег». Действительно, ничем зазорным в то время это не считалось. Современные представления об аутентичности предметов сложно применять к реставрационным работам мастеров XVIII-XIX в.

В XVIII в. очень высоко ценились копии. Очень часто заказчик не мог позволить себе купить картину работы Рафаэля, поэтому  покупалась хорошая копия, что в то время не считалось зазорным, а наоборот, подчеркивало изысканность вкуса владельца картины. В этой связи десятки картин работы «Рафаэля» фигурируют каталогах XVIII в., хотя авторы каталогов в то время прекрасно осознавали природу возникновения картины, но считали такие копии достойными быть представленными в каталоге. К тому же, это значительно повышало доход от продажи. В аукционных каталогах в то время и в настоящее часто встречается "Рафаэль". Таких картин намного больше, чем было написано этим прекрасным художником.

Антикварная торговля постоянно развивалась, но по своей сущности оставалась очень консервативной. Все, что сейчас существует в ней, повторяет практику, созданную в период XVIII-XIX вв. Известные такие аукционные дома как Кристис и Сотбис берут начало в XVIII в. Первые аукционы, проводившиеся в Париже, организовывались, когда нужно было распродавать имущество после смерти владельца коллекции. Такая же практика распродажи имущества имеется и в настоящее время. На рынок антиквариата попадают настоящие шедевры в основном в том случае, когда наследники распродают коллекции после смерти создателя. Только за редкими исключением продолжается традиция потомственного наследования коллекций, но число таких знаменитых коллекций и династий очень ограничено. Так наибоелее известны  20 имен и династий, когда наследники не продают, а продолжают приумножать созданные поколениями знаменитые коллекции. Качество работ в таких коллекциях таково, что редкое появление картин или других предметов искусства из таких коллекций становится настоящим событием и сенсацией арт-рынка и привлекает всеобщее внимание.

Читать дальше О расстановке сил на современном арт-рынке >>>>>

Яндекс.Метрика