КАТАЛОГ


Старинные гравюры - это всегда предмет гордости их обладателя, украшение любой коллекции, оригинальная, стильная часть интерьера. Если же вы стремитесь обставить дом или комнату в английском стиле, то антикварная гравюра совершенно необходима. Очень хороши и изысканы произведения голландских, немецких гравёров. Но лучше обратить внимание на работы английских художников. Ведь что может гармонировать с интерьером в английском стиле лучше, чем гравюра старого английского мастера ?

НАШ КАТАЛОГ СТАРИНЫХ ГРАВЮР >>>>>

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ 18-20 веков>>>

 

Английская старинная гравюра, английский стиль XVII-начала  ХХ вв.

Зарождение гравюры в Англии.

Английская школа в гравюре гораздо моложе, чем итальянская, немецкая или голландская. Историю английской гравюры, видимо, следует вести с конца XV века. Первые известные гравюры размещены в книге «Зеркало мира», изданной в 1480 году в Вестминстере английским первопечатником Уильямом Кекстоном. Иллюстрации в книге выполнены в технике гравюры по дереву.

Лондон.Старинная гравюра 17 века

Лондон.Старинная гравюра 17 века

Впоследствии в Англии распространяются и другие техники – гравюра по меди, ксилография. Однако все самые старые гравюры острова представляли собой исключительно иллюстрации к книгам, выполнены были на весьма посредственном уровне и самостоятельной художественной ценности не представляли.

Вплоть до XVII века подавляющее большинство гравёров Англии были иностранцами, выходцами в основном из Германии и Голландии. Однако многие из них оседали на острове навсегда и внесли несомненный вклад в формирование английской школы гравюры.

Показательна в этом плане судьба прославленного голландского мастера Джона Фарбера-старшего (1660-1721), выдающегося художника-портретиста и гравёра, одного из пионеров техники меццо-тинто (глубокой печати). Джон Фарбер приехал в Англию ещё в молодости, и вся его творческая жизнь прошла на острове. Среди его работ множество портретов выдающихся деятелей англиканской церкви, а также римских императоров и античных философов. Близок он был и к учёным кругам, результатом чего стала серия портретов основателей Кембриджского и Оксфордского университетов.

Фарбер-старший. Портрет Уильяма Смита

Фарбер-старший. Портрет Уильяма Смита

Однако далеко превзошёл Фарбера-старшего славой его сын и ученик Джон-Фарбер-младший (1695-1756), который стал самым знаменитым мастером меццо-тинто в Англии первой половины XVIII века.

Отметим, что впоследствии метод меццо-тинто стал своего рода визитной карточкой английской гравюры.

 

Возникновение английской школы гравюры.

Хронологически формирование английской школы гравюры совпадает с периодом подъёма британского живописного искусства, что вполне логично. В XVIII веке в Англии появляется целый ряд выдающихся гравёров, работавших в разных техниках – резцовой гравюры, офорта и других.

Но главной стилистической особенностью английской школы стало широкое применение сложных декоративных техник, дающих возможность применять в рисунке не просто тёмные линии или точки, но плавные полутона. Такими методами, максимально приближавшими гравюру к живописи, стали акватинта, пунктир и упомянутое уже меццо-тинто.

Особенно прославилась Англия своей цветной гравюрой на металле. Многие выдающиеся живописцы того времени понимали, что своей славой обязаны именно гравёрам, тиражировавшим их картины. Знаменитый Джошуа Рейнольдс (1723-1792), основатель и президент Королевской академии художеств, даже не требовал с гравёров денег за право воспроизведения своих полотен.

Многие живописцы и сами занимались гравёрным делом. Основоположник английской оригинальной школы живописи Уильям Хогарт (1697-1764) начинал свою творческую деятельность как гравёр по серебру. С этим искусством он не расставался всю жизнь. Именно гравюры давали ему средства к существованию. Так, написав свою знаменитую серию картин под эпатажным названием «Жизнь проститутки», он сразу же сделал с картин гравюры, которые пользовались у покупателей огромным спросом. Картины этого цикла дошли до нас лишь благодаря гравюрам Хогарта, поскольку оригиналы сгорели во время пожара 1775 года.

У. Хогарт. Иллюстрация к поэме Гудибрас. 1725

У. Хогарт. Иллюстрация к поэме Гудибрас. 1725

Окрылённый финансовым успехом, так же Хогарт поступил и с другими своими известными циклами – «Карьера мота», «Модный брак». Все работы художника расходились небывалыми тиражами. Купить гравюру Хогарта считалось модным во всех слоях общества, от аристократов, приобретавших оригиналы, до мелких лавочников и портовых рабочих, охотно украшавших недорогими репродукциями стены своих жилищ.

 

Знаменитые гравёры Англии.

Первым в ряду выдающихся английских гравёров периода возникновения и расцвета национальной школы гравюры следует назвать Джона Смита (1652-1742). Он работал в технике меццо-тинто и был, пожалуй, самым знаменитым мастером этой техники в Европе. Чаще всего Смит воспроизводил работы своего выдающегося современника, живописца Годфри Неллера (1646-1723). Причём просто копиями его работы назвать было нельзя. Скорей уместнее говорить об интерпретации сюжетов картин Неллера. Сам художник относился к Джону Смиту с большим уважением и высоко ценил его работы.

Д. Смит. Портрет Фредерика c принца Уэльского. 1724

Д. Смит. Портрет Фредерика c принца Уэльского. 1724

Следует сказать несколько слов об истории появления техники меццо-тинто в Англии. Начало распространению этого метода положила изданная в 1662 году Джоном Ивлином книга с подробным описанием меццо-тинто. Изобретённая незадолго до этого техника была отточена до полного совершенства именно английскими мастерами, и уже в XVIII веке этот метод нередко называли «английской манерой». Благодаря меццо-тинто Европа познакомилась с творчеством таким живописцев, как Рейнольдс, Неллер, Питер Лели, Томас Лоуренс и многих других.

Выдающимися мастерами меццо-тинто были Джордж Уайт (1671-1732), Джеймс Мак-Ардел (1729-1765), Ричард Хустон (1722-1775), Ричард Ирлом (1742-1822).

Р. Ирлом. Сцена из Короля Лира.1792

Р. Ирлом. Сцена из Короля Лира.1792

Помимо меццо-тинто, широкое распространение в Англии получает изобретённая в XVI веке в Венеции техника пунктира, или, как её назвали в Англии, техника «стиппля». В Англии она была значительно усовершенствована, здесь же была создана техника цветного пунктира.

Бартолоцци. Танец. 1782

Бартолоцци. Танец. 1782

Наибольшие заслуги в создании и усовершенствовании цветного пунктира принадлежат Франческо Бартолоцци (1727-1815), итальянцу по происхождению, работавшему в Англии, Уильяму Райланду (1732-1783), Томасу Берку (1749-1815). Цветные работы этих мастеров высоко ценились в Англии и за её пределами, а Бартолоцци стал единственным гравёром, избранным членом Королевской академии художеств.

Т. Бёрк. Купидон и Аглая.1784

Т. Бёрк. Купидон и Аглая.1784

В технике резцовой гравюры выделяется Томас Стрендж (1721-1792), прославившийся своими копиями полотен старых мастеров. Ценители пейзажей стремились купить гравюры Люка Салливана (1705-1771), Уильяма Вуллета (1735-1785) и Френсиса Вивареса (1709-1772). Признанным мастером портрета в этой технике считался Уильям Шарп (1746-1824). Упомянутый уже Уильям Хогарт работал в технике офорта.

Виварес. Панорама реки Уай. 1769

Виварес. Панорама реки Уай. 1769

Вообще XVIII век считается периодом высшего расцвета британского гравёрного искусства. Мастера Англии пользовались заслуженной славой в Европе, а привезти в подарок из поездки в Англию гравюру считалось признаком хорошего вкуса. Цветная британская гравюра являлась в глазах европейцев эталоном мастерства. По сей день антикварная гравюра остаётся важным элементом английского стиля в интерьере.

 

Английская карикатура.

Значительную часть старинных английских гравюр представляют карикатуры. Сам жанр карикатуры существовал и раньше. Известны шаржи Леонардо да Винчи, явные черты сатиры носят многие полотна Брейгеля и Босха. Но именно в Англии XVIII века карикатура обретает небывалую популярность и становится настоящим явлением общественной жизни благодаря возросшему уровню образованности населения и большому интересу, проявляемому всеми слоями английского общества к политической жизни страны.

Сюжеты карикатур были самыми разными. Художники изображали важные события, известных людей эпохи, сценки общественной жизни и т. п. При этом влияние карикатур на общественное мнение было немалым. Так, некоторые новейшие переделки в соборе святого Павла были устранены именно после выхода карикатур на эти нововведения.

Основоположником английской карикатуры считается всё тот же Уильям Хогарт. Его сатирические рисунки и гравюры пользовались огромной популярностью в Англии и за её пределами и сейчас украшают многие известные коллекции.

Нередко художники-карикатуристы сами гравировали свои рисунки. Чаще всего использовались техники офорта и акватинты. Так, знаменитый карикатурист Томас Роулендсон (1756-1826) свои рисунки сам переводил в офорты, после чего раскрашивал первые экземпляры.

Т. Роулендсон. Один с сошкой-трое с ложкой.1811

Т. Роулендсон. Один с сошкой-трое с ложкой.1811

 

Популярность английской гравюры.

К середине XVIII столетия гравюра обретает на Британских островах небывалую популярность. Если раньше тиражи были невелики и заказывались аристократами, то сейчас уже сами гравёры становятся издателями и продавцами своих работ. Некоторые даже прекращали заниматься своим искусством и полностью отдаются новому занятию.

Показательна судьба знаменитого издателя и продавца гравюр Джона Бойделла (1719-1804). Начинал он как художник-гравёр, однако впоследствии полностью отдался издательскому делу. Он подписал контракты с более чем 250-ю гравёрами, которые работали на его издательство. По словам Джошуа Рейнольдса, Бойделл сделал для искусства больше, чем вся Королевская академия художеств.

Издатель пользовался большой известностью и авторитетом и даже дважды занимал пост лорда-мэра Лондона. Он организовывал выставки живописи, издавал книги, популяризировал историю Англии.

Нельзя не оценить вклад Бойделла в развитие исторического жанра в английском искусстве. Он заказывал картины на исторические сюжеты, причём не только у британских, но у итальянских и французских художников, затем поручал гравёрам делать с них эстампы, которые выпускал в продажу.

Гравюра широко использовалась в книгоиздании. В это время было модным печатать книги без переплётов, чтобы покупатель мог сам подобрать к тексту гравюры. В книгах той эпохи наглядно видна популярность гравюры – текст буквально тонет в рисунках.

Д. Смит. Портрет молодого Петра I

Д. Смит. Портрет молодого Петра I

В большом почёте были английские мастера и в других странах. Так, Джон Смит по заказу российского двора выгравировал по оригиналу Неллера портрет молодого Петра Первого. Джеймс Уолкер прожил в Петербурге 16 лет и выгравировал портреты всех значительных вельмож двора Екатерины II. Известны гравированные изображения русских генералов с портретов Джона Доу. Помимо портретов, сохранились гравюры с изображениями значительных событий того времени – битвы русско-турецких войн, казнь Степана Разина и другие.

 

Развитие английской гравюры в начале XIX века.

Ч. и Р. Розенберг. Гайд-парк-корнер.1828

Ч. и Р. Розенберг. Гайд-парк-корнер.1828

Для XIX века характерен новый подход к гравюре. Если в предыдущем столетии гравюры являлись в основном репродукциями картин известных живописцев, то теперь гравюра обретает самостоятельное художественное значение и всё чаще обращается к оригинальным сюжетам.

Э. Дункан. Горе-наездник. 1833

Э. Дункан. Горе-наездник. 1833

Тем не менее, воспроизводство сюжетов классической живописи сохраняется. Нередко гравированием своих работ занимаются сами художники. Так, много времени уделял гравюре гениальный пейзажист Джозеф Уильям Тёрнер (1775-1851). Он гравировал свои картины и выпускал их в виде отдельных отпечатков, книжных иллюстраций и даже целых альбомов. Гравюры быстро принесли ему немалое состояние, что позволяло Тёрнеру много путешествовать. Он побывал во Франции, в Италии, Швейцарии, Германии, Бельгии, что давало художнику незаменимый для пейзажиста опыт и впечатления.

В начале века широко распространяется техника офорта. Офортом работал ещё Хогарт, теперь же всё больше мастеров-живописцев создают оригинальные гравированные произведения, поскольку методика эта достаточно проста и доступна. Из наиболее известных мастеров, отдавших дань офорту, можно назвать того же Тёрнера, Ричарда Бонингтона (1802-1828), Томаса Стотарда (1755-1834), Дэвида Уилки (1785-1841).

Р. Бонингтон. Болонья. 1828

Р. Бонингтон. Болонья. 1828

Другой популярной методикой была литография, изобретённая в 1797 году в Германии. Ряд произведений упомянутых Бонингтона и Стотарда созданы в технике литографии. К середине века литографию практически забросили, и вновь возрождена она была в конце столетия, когда художники активно искали новые средства выражения. Самым выдающимся литографом конца века был Чарльз Шеннон.

 

Викторианская эпоха.

Настоящий расцвет английского офорта пришёлся на викторианскую эпоху. Именно офорт является олицетворением викторианского стиля в гравюре. Создателем школы английского офорта принято считать Френсиса Сеймура Хейдена (1818-1910). Основное внимание Хейден уделял пейзажам, умело используя эффекты освещения. Особенно тонко мастеру удавалось передать состояние атмосферы – ясное небо, грозовые тучи, солнечные лучи, пронзающие туман, на его работах производят неизгладимое впечатление. Офорты Хейдена с их мощными контрастами чёрного и белого и богатой гаммой промежуточных оттенков очень живописны и выразительны.

Ф.С. Хейден. Вид Челси из окна дома Уистлера. 1863

Ф.С. Хейден. Вид Челси из окна дома Уистлера. 1863

Выдающимся мастером офорта викторианского периода был Альфред Ист (1849-1913). Один из крупнейших пейзажистов своей эпохи, он стремился и в гравюре достичь чисто живописных эффектов, для чего всячески разнообразил технические приёмы офорта. Так, он нередко использовал элементы техники акватинты, что придавало его офортам необычную мягкость. Детали его пейзажей сильно обобщены и размыты, в ряде работ прослеживается влияние японской гравюры.

А. Ист. На берегу Сены.1913

А. Ист. На берегу Сены.1913

Ещё один художник-гравёр этого стиля – Уильям Странг (1859-1921). Он был блестящим портретистом, иллюстратором и немало поработал с другими методиками. Например, его «Женская голова» выполнена в технике меццо-тинто.

Странг. Женская голова. Меццо-тинто.1884

Странг. Женская голова. Меццо-тинто.1884

К концу викторианского периода популярность приобретает техника ксилографии. Среди гравёров, работавших в этой технике, выделяется Уильям Николсон (1872-1949). Ему принадлежит ряд гравюр, изображающих простых лондонцев, спортсменов и т. п. Известна его серия портретов знаменитостей того времени – королевы Виктории. Сары Бернар, Марка Твена и других. Портреты выпускались небольшими тиражами методом цветной гравюры на дереве и размножались литографским способом. Стилю Николсона свойственны крайний лаконизм изобразительных средств, чёткая очерченность силуэтов, скупое использование цвета.

У. Николсон. Королева Виктория.1899

У. Николсон. Королева Виктория.1899

Достойным завершением викторианской эпохи в искусстве гравюры и переходом к искусству новейшего времени стало творчество живописца и гравёра Фрэнка Брэнгвина (1867-1956). Брэнгвин использовал технику офорта, но его работы разительно отличаются от произведений других мастеров викторианского стиля, которые представляли собой тонко и изысканно проработанные небольшие листы.

Ф. Брэнгвин. Пейзаж в Хаммерсмите. 1903

Ф. Брэнгвин. Пейзаж в Хаммерсмите. 1903

Офорты Брэнгвина – огромные листы, предназначенные для размещения на стенах и апеллирующие к массовому зрителю. Его работы исполнены широкими размашистыми штрихами, наполнены яркими контрастами тёмного и светлого и отличаются подлинной монументальностью. Основная тема произведений художника – жизнь большого города. Техника офорта и творческая манера Брэнгвина как нельзя лучше передают биение индустриального сердца страны. Это совершенно новые мотивы для английского искусства. Таким образом, творчество Брэнгвина стало переходным этапом от классической английской гравюры к остросоциальной, подчас бунтарской гравюре современной эпохи.

Подводя итог, отметим, что старая английская гравюра прошла интереснейший путь развития. Находясь долгое время на задворках английского искусства, в начале XVIII века она взрывообразно развивается в одно из самых ярких явлений художественной жизни Великобритании. Английские мастера гравюры пользовались непререкаемым авторитетом в Европе, их работы вывозились во многие страны континента, у них учились, им подражали. Английская школа гравюры переживала расцвет в течение двух столетий и дала за это время многих выдающихся мастеров этого искусства, которые оставили огромное и ценнейшее творческое наследие.

По сей день старинная английская гравюра является эталоном высокого мастерства и неоспоримого художественного вкуса. Произведения английских гравёров украшают стены многих художественных галерей, старинных замков, современных особняков, являясь необходимым и выразительным элементом английского стиля в интерьере. При этом стоимость гравюр достаточно демократична в отличие от запредельной иной раз стоимости живописных полотен. Это сочетание высоких художественных достоинств и доступной цены делает антикварную английскую гравюру прекрасным подарком.

 

В нашей галерее старинных английских гравюр

Наш антикварный магазин старинных гравюр предлагает Вашему вниманию огронмый выбор старинных гравюр сделанных в Англии в 17-20 веках. Каждая такая гравюра может стать прекрасным изысканным подарком или жемчужиной Вашей частной коллекции, украсит интерьер. Посмотрите наш каталог старинных гравюр. Позвоните нам или заполните приложенную ниже форму, чтобы наши консультанты помогли выбрать гравюру в подарок.

КАТАЛОГ СТАРИНЫХ ГРАВЮР >>>>>

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ 18-20 веков>>>

 


Свяжитесь с нами