Антикварные предметы интерьера, старинная мебель и подарки различных стилей и эпох
Тел.: +7 (495)648 44 96 или +7 (926)005 51 71
E-mail: info@antikzone.ru
Адрес: г. Москва, Токмаков пер., д. 14 м.Курская
Убедительно просим Вас предварительно связаться с нами!

Европейское и русское стекло в стиле модерн

Наша коллекция СТАРИННОГО СТЕКЛА>>>>>

Наша коллекция АНТИКВАРИАТА В СТИЛЕ МОДЕРН>>>>

 

Европейское старинное стекло Модерн

Рубеж XIX - XX веков проходит в Европе под знаком нового стиля, который в разных странах получил различные названия: арт нуво - во Франции, югенд-стиль - в Германии, сецессион - в Австриии, либерти - в Италии, модерн – в России. Повсюду произведения этого стиля отличал новаторский подход к форме, интерес к живой природе, обращение к новым технологиям производства. Такой материал, как стекло, с его прозрачностью и текучей пластикой, с его неисчерпаемой палитрой оттенков и фактур, оказался удивительно созвучен стилистике модерна и стал одним из символов нового стиля. Одна из основных эстетических идей стиля модерн - сделать высокое искусство более доступным, то есть найти альтернативу массовому механизированному производству предметов быта. Эта художественная программа получила различное воплощение в разных странах.

 

Старинное стекло Рене Лалик

В искусстве модерна особое место занимает Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Этот художник прославился в первую очередь как ювелир, однако в его творчестве важнейшую роль играло стекло. Он использовал его в своих непревзойденных украшениях, часто отказываясь от драгоценных камней в пользу стекла. Кроме того, Рене Лалик изготавливал осветительные приборы, вазы, скульптуры, флаконы для духов и даже украшения для автомобилей. Его произведения из бесцветного и цветного стекла, матового и прозрачного, иногда с использованием цветных эмалей, отличались одновременно монументальностью и легкостью, плавностью и оригинальностью форм, и были не менее популярны, чем его ювелирные изделия.

Стекло модерн Лалик Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.

Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.
Источник: http://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/iskusstvo-rene-lalika/

 

Стекло Модерн Эмиля Галле

Ключевой фигурой для стеклоделия эпохи модерна стал Эмиль Галле (1846 – 1904 гг.). Его творчество преломило в себе традиции европейского и восточного искусства, дав начало совершенно новому уникальному стилю, который сочетал в себе глубокий символизм, пристальное внимание к природе, бесконечное многообразие техник, удивительную свободу и изысканность формы. Эмиль Галле родился в Нанси, небольшом городе в Лотарингии, в семье предпринимателя, который занимался торговлей и производством стекла и фаянса. Карьера Эмиля Галле началась с работы на семейном предприятии. Позже он сотрудничал с заводом «Бургун, Шверер и Кᵒ» в Мейзентале. Уже в 1867 году Галле создал художественное ателье, а в 1894 году возглавил собственное стекольное производство в Нанси. Если в ранний период творчества Галле создавал преимущественно эскизы посуды из прозрачного бесцветного стекла с гравировкой или росписью, то в собственном ателье он начинает череду технологических экспериментов. В результате было изобретено и запатентовано множество новых техник, возрождены старинные технологии, создана беспрецедентно многообразная палитра оттенков цветного стекла. В 1882 году Эмиль Галле начинает производство многослойного стекла, которое стало одним из символов модерна. Важнейшим элементом декора многослойных изделий была гравировка, которая могла осуществляться механическим способом (гравировка колесом) или химическим (травление). Вершиной творчества Галле стало стекло «камео» (cameo glass) - многослойное стекло, на которое изображение наносилось с помощью последовательного послойного травления и резьбы с применением различных инструментов. Как правило, в этой технике на вазах изображались цветы и растения (орхидеи, лилии, хризантемы, чертополох, папоротник), но встречаются также изображения насекомых, морских обитателей и другие образы, заимствованные из природы. Декоративное убранство подобных произведений всегда имело символический и философский подтекст. Галле даже создает новый жанр, который объединял в себе стекло и поэзию: так называемое «говорящее стекло», где строки из стихотворений Бодлера, Метерлинка, Гюго были вплетены в орнаментацию вазы.

Старинное стекло Модерн, мануфактура Галле ваза с изображением магнолии 1900

Ваза с изображением цветка магнолии. Мануфактура Галле 1900 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Травление также использовалось для обработки всей поверхности стекла. Выдерживание в растворе кислоты различной концентрации могло заменить механическую шлифовку, дать эффект матирования или «морозного стекла» (стекло словно покрытое слоем инея). Травление кислотой позволяло достичь большей плавности линий и мягкости очертаний по сравнению с механической гравировкой. Также травление позволило создавать тиражную продукцию, и в 1890-е годы Галле начинает массовое производство многослойного стекла на собственном предприятии. Серийное стекло Галле получило название Galle standart. Уникальным изобретением Галле была техника «маркетри по стеклу» (фр. marqueterie de verre – набор стекла по стеклу), по аналогии с техникой, которая издавна применялась для украшения мебели. На стенки сосуда в горячем виде накладывались кусочки стекла различного цвета. Еще одна техника, запатентованная Галле – это техника патинирования, когда пыль различного химического состава наносили на поверхность стекла между слоями, добиваясь таким образом необычных цветовых эффектов и утонченных градаций.

Старинное стекло Модерн, ваза с изображением цикламена мануфактура галле

Ваза с изображением цикламена. Мануфактура Галле. Конец 1890-х гг. Многослойное стекло, травление, техника «маркетри по стеклу». Государственный музей керамики и Усадьба Кусково.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Основная черта старинного стекла Эмиля Галле – высочайшее качество и виртуозность исполнения, каждое из его произведений представляет собой непревзойденный шедевр. Существует также ряд деталей, которые помогают определить, является ли антикварное стекло Галле подлинным. К подобным деталям относится зашлифованное дно, на котором видны все многочисленные слои цветного стекла. Безусловно, важную роль при атрибуции играет и сигнатура (подпись) Эмиля Галле. Он подписывал свои произведения в технике гравировки или травления, но сигнатура менялась как при жизни художника, так и после его смерти (серийное производство ваз Галле продолжало свою работу до 1930-х годов). В настоящее время правами на марку «Galle» владеет завод «Coman design», находящийся в Румынии. Их изделия отличаются высоким качеством и художественной ценностью, но едва ли представляют интерес для коллекционера антикварного стекла. В маркировке этих изделий рядом с именем «Galle» присутствует слово «tip».

Старинное стекло МОДЕРН, эмиль галле ваза с изображением анемонов 1900

Ваза с изображением анемонов. Эмиль Галле, 1900 г. Многослойное стекло, техника «маркетри по стеклу», гравировка. Государственный Эрмитаж.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

 

Последователи, искатели, экспериментаторы

Уникальное творчество Эмиля Галле породило множество последователей, сформировав школу Нанси, которая стала ведущей для всей эпохи модерна. Первыми последователями Галле стали мастера завода в Мейзентале, с которым художник сотрудничал долгое время – Дезире Христиан и Эжен Кремер. Важное место в искусстве того периода заняла и фирма «Легра и Кᵒ». Отличительной чертой стекла Легра было широкое применение, наряду с гравировкой и травлением, росписи эмалями и золотом, а также необычайная яркость и разнообразие оттенков стеклянных масс. Безусловно, одним из признанных лидеров художественного стеклоделия того времени стала фирма братьев Дом (Огюст Дом и Антонен Дом). Среди художественных приемов, применявшихся в их произведениях, особо стоит отметить следующие техники: техника цветной крошки, при которой на изделие в горячем виде наносилась крошка стекла различного цвета; техника пат-де-вер (фр. pâte-de-verre – стеклянная паста), в которой создавались детали для украшения многослойных ваз, а также широко используемая техника «мартеле» (фр. martelé – кованный), то есть имитация кованной фактуры на стекле.

Старинное стекло МОДЕРН, мануфактура братьев дом ваза с изображением анемонов 1910

Ваза с изображением анемонов. Мануфактура братьев Дом, 1910 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Влияние Эмиля Галле и школы Нанси было столь велико, что не ограничивалось пределами Франции. Примерами может служить старинное стекло фирмы «Людвиг Мозер и сыновья» в Чехии, а также фирмы «Коста» в Швеции, в которых своеобразно преломились черты творчества Галле и идеи модерна. Исключением не стали и русские стекольные заводы, которые также откликнулись на новые тенденции в европейском искусстве.

 

Русское стекло Модерн

В конце XIX века Императорский стеклянный завод (ИСЗ) переживал не лучшие времена, и для снижения расходов был объединен с Императорским фарфоровым заводом. Тем не менее, ИСЗ по-прежнему оставался одним из крупнейших стекольных производств в России и производил изделия высочайшего класса. Вскоре после знаменитой Всемирной выставки 1889 года в Париже, где Эмиль Галле впервые продемонстрировал свои вазы из многослойного стекла, ИСЗ также начинает создавать подобные произведения.

Старинное русское стекло, исз ваза 1897

Ваза. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1897 г. Цветное стекло, техника кракле.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Кроме того, на рубеже веков ИСЗ производил толстостенные вазы из цветного стекла, декорированные с использованием таких техник, как миллефиори (итал. millefiori – тысяча цветов) при которой множество стеклянных трубочек различных цветов разрезались поперек и в виде тонких пластин вплавлялись в толщу сосуда, кракле (фр. craqueler – покрывать трещинами) – стекло с трещинками на поверхности, а также стекло с включением металлических блесток в массу.

Старинное русское стекло Модерн, ИСЗ по рисунку К. Красовского ваза с иозбражением змеи 1898

Ваза с изображением змеи в зарослях клевера. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку К. Красовского. 1897 г. Двухслойное стекло, резьба, гравировка.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Огромный вклад в воплощение стилевых тенденций модерна в русском стекле внес один из крупнейших мастеров ИСЗ И.И. Муринов. Его произведения – это, прежде всего, предметы из бесцветного хрусталя высочайшего качества, сочетающие в себе монументальную форму, издавна свойственную русскому стеклу, и изысканный гравированный орнамент, созвучный новому стилю. Именно свободное обращение с орнаментальными формами позволяет нам поместить эти произведения в русло модерна. Еще одним выдающимся художником, работавшим на ИСЗ на рубеже веков, был К.Н. Красовский. Он специализировался на изображении цветов, фруктов, орнаментов и насекомых, и именно ему принадлежат рисунки первых ваз из многослойного стекла, выполненных на ИСЗ. Среди художников ИСЗ, создававших проекты ваз из многослойного стекла, также нельзя не отметить С.Р. Романова и Г.Д. Зимина. С.Р. Романову особо удавались изображения животных – мышей, уток, лягушек и других. Среди произведений Г.Д. Зимина особенно выделяются вазы с изображениями лирических пейзажей, для которых использовалась сложная техника межслойной росписи иридием, передающая неброскую красоту русской природы. Высоко ценились произведения из многослойного стекла П.И. Красновского, который был хорошо знаком с творчеством французских стеклоделов, что не могло не сказаться на его творчестве. В 1910-е годы в произведениях ИСЗ все больше используется травление кислотой, тогда как до этого для обработки многослойного стекла использовалась в основном резьба.

Старинное русское стекло Модерн, ИСЗ по рисунку П. Красновского ваза лилии 1902

Ваза «Лилии». Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку П. Красновского. 1897 г. Многослойное стекло, резьба.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Среди частных заводов России на рубеже веков лидирующее место занимал Гусевский хрустальный завод. Наряду с бытовыми массовыми изделиями здесь производилось и уникальное авторское стекло. Гусевский хрустальный завод использовал в своих произведениях все лучшие передовые достижения европейского стеклоделия эпохи модерна, однако, в их интерпретации явно видны национальные черты. Вазы из многослойного стекла украшались не только изображениями цветов, типичными для модерна, но и многочисленными вариантами пейзажей. Антикварное  стекло в стиле модерн Гусевского завода отличается лаконичностью формы, сдержанным колоритом, что, в совокупности с блестящим качеством исполнения, ставит его в один ряд с лучшими образцами русского и европейского стекла того времени.

Старинное русское стекло модерн, Гусевская хрустальная фабрика рисунок И. Шпинара Ваза с изображением лилий 1914 - 1917

Ваза с изображением лилий. Гусевская хрустальная фабрика. По рисунку И. Шпинара. 1914 – 1917 гг. Многослойное стекло, травление.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Говоря о русском антикварном стекле, нельзя не отметить, что оно как правило (за редким исключением) не имеет сигнатуры мастера, а имеет лишь марку завода. Если стекло ИСЗ всегда маркировалось, то стекло Гусевского завода имеет марку далеко не всегда, что, конечно же, затрудняет его атрибуцию.

Эпоха модерна отмечается всплеском интереса к художественному стеклу по всему миру. Именно в стекле модерна удалось соединить передовые технологии и красоту природы, серийное производство и высокие эстетические идеалы. Старинное стекло в стиле модерн стало одной из вершин развития художественного стеклоделия и неизменно продолжает вызывать интерес ученых и коллекционеров.

Использованная литература:

1. Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

2. Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

СТАРИННОЕ СТЕКЛО В НАШЕМ САЛОНЕ АНТИКВАРИАТА

В нашем антикварном салоне представлена большая коллекция старинного стекла Модерн. Каждый представленный предмет старины станет прекрасным изысканным дорогим подарком, обогатит личную коллекцию, украсит интерьер. Старинное стекло Модерн является предметом коллекционирования и прекрасно подойдет для инвестирования денежных средств.  Стоимость таких предметов неуклонно увеличивается со временем, а появление таких предметов на антикварном рынке вызывает большой интерес у коллекционеров и любителей старины.

Мы можем подобрать антикварное стекло для Вас. Заполните предложенную ниже форму и наши консультанты свяжутся с Вами. Мы готовы оказать консультации и помочь в выборе настоящего достойного предмета старины.

 

Наша КОЛЛЕКЦИЯ СТАРИННОГО СТЕКЛА>>>>>

Наша коллекция АНТИКВАРИАТА В СТИЛЕ МОДЕРН>>>>

 

Помощь в поиске антиквариата

Имя
E-mail
Оставьте Ваш емейл или телефон
Телефон
Сообщение*
Отправить

Если Вы не нашли в нашем каталоге старинных вещей необходимый антиквариат, или у Вас возникли вопросы, то мы будем рады помочь в ПОИСКЕ АНТИКВАРИАТА для изысканного экслюзивного ПОДАРКА, для украшения ИНТЕРЬЕРА, для ИНВЕСТИРОВАНИЯ или для Вашей личной КОЛЛЕКЦИИ.

 

Напишите нам сообщение или позвоните нам и мы найдем для Вас антиквариат, обязательно ответим на все вопросы и поможем Вам!!!

График работы: Ежедневно с 11 до 22 часов.

Адрес: Находимся в центре!. м.Курская 10 мин. Москва, Токмаков пер. дом 14

Позвоните нам по тел: +7 (495) 648 44 96 или +7 (926) 005 51 71

Или напишите на почту: info@antikzone.ru

 

Яндекс.Метрика