КАТАЛОГ


Антикварная мебель и интерьер русского классицизма

При покупке старинной мебели хорошо бы понять, в чем ее ценность, уникальность. Тема нашего исследования – русская мебель, стиль – классицизм.

Период точно укладывается в рамки правления Екатерины II (1762–1796 годы). В эти десятилетия окрепло российское мебельное производство. К началу XIX века в России производили мебель высокого художественного уровня.

В первой трети XVIII века меблировка российских домов была скудной. Предметы интерьера начали активно ввозить из Европы, одновременно выписывали заграничных специалистов. Открывались отечественные мебельные мастерские. Российские ремесленники учились у французских умельцев, копировали заграничные образцы.

На середину XVIII века пришелся закат стиля рококо в Европе. Его стали называть дегенеративным, поверхностным, критиковали за нагромождение деталей. Русская мебель классицизм впитывала постепенно, понемногу освобождаясь от черт растреллиевского барокко, елизаветинского рококо.

Эстетика мебели классицизма

В мебели второй половины XVIII века отразился перелом в искусстве. Пришедший на смену рококо классицизм (от латинского classicus – образцовый) казался верхом совершенства. Стиль был связан с эпохой абсолютизма, стабильности. Вернулась мода на культуру античности с ее серьезностью и порядком. Вычурность, пышность предметов эпохи рококо сменилась строгостью образов.

Художники классицизма проектировали мебель по законам архитектуры.

  • На смену асимметричности пришла четкая симметрия.
  • На смену сложности, изяществу – простота форм.
  • Место раковин, волнообразных линий, завитков в виде S заняли прямоугольные очертания, круги, геометрически правильные линии.
  • Вместо усложненного, богатого декора появились ясность и мера во всём.

 

 

Мастера екатерининской эпохи стремились создавать удобную, универсальную, функциональную мебель. Ее детали не разрушали целостного образа.

Для предметов периода рококо были характерны плавные переходы, «перетекания» одной конструктивной части в другую, например, подлокотников кресла – в спинку. В мебели классицизма четко разграничены части конструкции. Спинка отделена от сиденья. Подлокотники также отделены и выпрямлены. Створки шкафов, письменных столов не скрывались за декоративным убранством.

Ножки комодов, столов выпрямились и стали походить на небольшие, сужающиеся книзу колонны. В сечении они были круглыми или квадратными и нередко имели вертикальные желобки – каннелюры. Сохранилась и присущая рококо легкость обстановки. Она достигалась за счет пропорциональных частей, легких деталей.

По формам, назначению, материалам, отделке российская мебель в стиле классицизма делится на 2 группы:

  • дворцовую;
  • бытовую, которая была характерна для городских домов и помещичьих усадеб.

Парадная мебель

Образцом стиля была шикарная мебель из дворцов именитых людей. Нарядная, торжественная, она отличалась сложными формами. Богатые вельможи заказывали предметы интерьера из экзотической древесины, украшали их резьбой, позолотой, дорогими бронзовыми деталями.

Крупные партии роскошной мебели заказывал в Европе двор Екатерины. Предметы интерьера для дворцов российской аристократии делали лучшие парижские мастера: Ж. Жакоб, Ж.-А. Ризенер, Ж. Бенеман и другие. Главным поставщиком двора был владелец предприятия в немецком городке Нейвиде Давид Рёнтген. Он выпускал стандартную продукцию и оригинальные предметы со сложными механизмами по индивидуальным заказам вельмож и самой Екатерины.

Стиль мастера называют «рентгеновским классицизмом». Мебельщик-механик прославился в России искусно отделанными изделиями в технике фанеровки с бронзовыми деталями и накладками. В 1784 г. он впервые привез в столицу комоды, бюро, напольные часы, крутящиеся кресла, чембало (клавесины). Коллекция также включала разнообразные столы: письменные, пюпитры, ломберные, туалетные. Музыкальные механизмы немецкого мастера издавали разные мелодии, которые были записаны на латунный барабан и воспроизводились с помощью молотков и рычагов.

Знаменитое «бюро с Аполлоном» Давида Рёнтгена. Эрмитаж.

К концу XVIII века иностранцы: Г. Гамбс, И. Шарлемань, А. Тур – открыли мебельное производство в России. Лидировала в поставках роскошной продукции компания «Отто и Гамбс», которая производила столы, бюро, комоды, диваны, кресла. Гарнитуры для дворцовых интерьеров проектировали архитекторы: Ф. Б. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, а выполняли по их чертежам русские столяры.

Бытовая мебель

В последнюю треть XVIII века в России расцвела усадебная культура. Помещики обустраивали жилье, избавлялись от простых дубовых столов, старинных лавок и поставцов. Крепостных отдавали учиться резьбе и столярному делу. Большая доля мебели создавалась в мастерских, принадлежавших крупным помещикам, например, Шереметевым, Исуповым, Куракиным.

Бытовая мебель русского классицизма была более простой и скромной. Чаще всего ее проектировали сами ремесленники. Каждый автор руководствовался вкусом и личными нуждами хозяина, по-своему обрабатывал, отделывал, декорировал древесину. Те, кто хотят купить старинную мебель, находят в антикварных магазинах интересные образцы творчества мастеровых из народа.

Материалы, отделка

В эпоху классицизма материалу стали возвращать его природные качества. Меньше красили и золотили деревянные части, выявляли естественную красоту текстуры. Для русской мебели классицизма характерны большие гладкие поверхности. От периода рококо сохранилась мода на красное дерево. Оно отличалось богатыми оттенками: от желтовато-красного до темно-малинового. Чтобы подчеркнуть красоту, поверхность полировали до блеска. Такие предметы обстановки почти без резьбы, позолоты, орнаментов – строгое воплощение классического стиля.

Мебель из красного дерева с вставками из латуни. Ж. Жакоб.

Похожую мебель изготавливали из отечественных пород древесины: березы, ореха, ясеня, тополя, осины. Затем изделия окрашивались в тон красного дерева. Вещи получались строгими, но изысканными. Гораздо реже их грунтовали левкасом и окрашивали в светлые тона: белый, фисташковый, голубой.

Вскоре с красным деревом стала конкурировать карельская береза. Ее начали использовать в мастерских с 1780 годов. Этот материал был неизвестен в Европе. Считается, что карельская береза стала популярной благодаря отставному курскому генералу П. В. Мещерскому, который увлекался столярным делом. Ее прочная древесина при отделке становилась узорчатой: на светло-желтом фоне выделялись темно-коричневые вкрапления.

Чтобы удешевить продукцию, в России научились изготавливать пиленую фанеру и применять ее вместо дорогой импортной древесины.

Уникальную мебель из стали, бронзы производили в конце столетия в Туле, на оружейном заводе. Ничего подобного не знала Европа. Столы, стулья, скамейки, зеркала, кресла из металла получались ажурными и нарядными.

Декорирование

Для мебели классицизма характерен сдержанный декор. Иногда предметы покрывали черным лаком. Мастера продолжали использовать бронзовые детали в духе античности. Золочеными бронзовыми медальонами украшали филенки шкафов, комодов.

Со времен рококо применялись декоративные техники:

  • резьба;
  • инкрустация деревом;
  • маркетри (инкрустация шпоном).

К концу столетия эти украшения применялись всё реже. Вместо резьбы и золочения изделия подчас украшали тонкими вставками из металла.

Обивку выполняли из штучных тканей с французских мануфактур, китайского шелка. Преобладала обивка из светлого шелка с вертикальными полосками, перевитыми букетами и гирляндами.

Резьба

Самым распространенным украшением оставалась резьба, которая использовалась умеренно. Умельцы либо резали по массиву, либо приклеивали к предмету детали декора. Резьба времен классицизма выглядела скромнее, чем в предыдущие периоды. Ею украшали деревянные части стульев, диванов, зеркал. Резными деталями прикрывали соединительные узлы. Например, место крепления ножки к раме дивана или стола декорировали кубиком с розеткой.

Темы для декорирования черпали в античном и русском искусстве. Популярными мотивами были:

  • бусы;
  • пальмовые ветви, венки, гирлянды, листья аканта;
  • вазы с цветами;
  • ленты, банты.

Иногда резные детали грунтовали левкасом и сверху золотили. К концу века в резьбе мебели появились мифологические существа, а столешницы начали делать из цветного камня и модного мрамора.

Вот характерный подзеркальный столик с резной царгой, с нее свисают гирлянды. Каннелированные ножки внизу соединены крестовиной, на которую установлена резная ваза. Такая полихромная раскраска резьбы – типично российское явление.

Столик из Останкинского дворца графа Шереметева

 

Наборное дерево

В 1750–1760 годы вошли в моду предметы обстановки, декорированные наборным рисунком. Чаще выкладывались простые орнаменты в технике маркетри: «в ёлочку», «в шашечку», « в сеточку», «ромбами». На рисунке «в полоску» чередовали детали из светлых и темных пород древесины.

Однако встречались шедевры со сложным набором из разных материалов: перламутра, дерева разных пород, кости. Искусные мастера изображали потрясающие картины: вазы, цветочные композиции, пейзажи, галантные сцены. «Деревянные мозаики» выкладывали на филенках шкафов, секретеров, бюро; на царгах и столешницах.

Дворцовый столик в стиле шинуазри изготовлен из дуба и сосны. Наборные композиции выполнены из палисандра, розового, красного, черного дерева. Использованы вставки из окрашенной кости. 1770 годы.

Для екатерининского времени характерны украшенные набором нарядные столики. Их выполняли талантливые мастеровые: Никифор Васильев, Христиан Майер, Матвей Веретенников и другие. Большая удача – купить антикварную мебель с искусным рисунком. Ее изготавливали на заказ, ценили как произведения высокого искусства.

Столик с видом усадьбы Кусково декорирован Никифором Васильевым, крепостным П. Б. Шереметева.

Роспись, эгломизе

Вместо резьбы и наборной работы в простой мебели использовали более дешевую роспись. Узоры размещали на спинках, плоскостях царг. Иногда имитировали детали резьбы: колонны, гирлянды, вазы. Подчас мебель украшали изображениями мифологических персонажей, которые были написаны по синему фону золотой краской.

В XVIII веке из Франции в Россию пришла мода на технику эгломизе. Компания «Отто и Гамбс» украшала расписными стеклянными вставками напольные часы, бюро, рамы зеркал, изящные столики. Название произошло от имени изготовителя рам Ж. Б. Гломи.

На тыльную сторону стекла приклеивали металлическую фольгу, по ней иглой гравировали рисунок. Затем часть фольги на месте изображения удаляли и наносили краску, чаще черную. На лицевой стороне стекла оставался черный растительный или геометрический узор на золотом либо серебряном фоне.

Дворцовое бюро 1800 годов из дуба имеет архитектурную композицию. Декорировано фанеровкой, гравировкой, эгломизе, деталями из бронзы и латуни.

Ассортимент мебели

XVIII век считают самым плодотворным в истории мебели. В это время сложились основные формы обстановки парадных и жилых комнат. В российских домах появились французские комоды. Из Британии заимствовали книжный и платяной шкафы. Деловые бумаги, письма, ценности хранили в секретерах, бюро, конторках, которые совмещали функции шкафчика и письменного стола.

Для хранения посуды, столовых приборов использовали горки, буфеты, серванты. В этом веке распространились столы всевозможных разновидностей: письменные, обеденные (обычные и раздвижные). Для завтрака покупали экземпляры с двумя столешницами, одна располагалась над другой. В моде были столики разного назначения:

  • консоли;
  • сервировочные;
  • туалетные с поворачивающимся зеркалом псише;
  • жардиньерки – варианты с круглой маленькой столешницей для размещения цветов;
  • для рукоделия;
  • геридоны – для подсвечников;
  • ломберные (карточные).

Полукруглый столик-бобик с выемкой.

Широко распространились кресла и стулья с овальными спинками – «медальонами». Стулья другого типа имели квадратную спинку с высокой средней частью и резными шишками по углам. Популярны были банкетки, кушетки с длинными сиденьями, восточные оттоманки без спинок.

Появилось много «малых мебельных форм»: этажерки, ширмы, тумбы, трюмо, каминные экраны. Кровати постепенно лишились колонн, балдахинов. Спинки кроватей стали прямоугольными, одинаковыми у изголовья и со стороны ног.

Как вписать в интерьер антикварную мебель?

Если вас интересует старинная мебель, купить ее можно в антикварных магазинах. Предметы периода классицизма легко сочетаются с традиционной обстановкой в стилях: ампир, ренессанс, ар-деко. В классическом интерьере будут органичны роскошные портьеры, камин, лепнина, паркет.

Дизайнеры советуют пробовать смелые сочетания 2–3 стилей, при этом пусть один из них доминирует. Мебель классицизма придает представительности интерьерам в стилях: лофт, минимализм, ар-нуво. Лаконичные предметы XVIII века идеально подходят к атмосфере прованса, кантри, к винтажным и этническим аксессуарам.

Эксклюзивные вещи задают тон интерьеру, привлекают всеобщее внимание, красноречиво говорят о взыскательных вкусах и состоятельности хозяев. Если вам встретилась антикварная мебель, купить ее – означает выгодно инвестировать средства, ведь стоимость уникальной вещи с годами только растет!

Покупайте старинную мебель с АНТИКЗОНОМ

Наш антикварный салон АНТИКЗОН предлагаем помощь в выборе достойных образцов классической мебели 18-19 веков. Позвоните или напишите нам. Наши консультанты помогут выбрать антикварную мебель на самый требовательный и изысканный вкус, объяснят историю каждого предмета. Мы также работаем под заказ. Мы регулярно участвуем в лучших аукционах в Европе, посещаем ярмарки и участвуем в распродажах коллекций антикварной мебели. Покупайте с нами!


Свяжитесь с нами