КАТАЛОГ


 

А.Вахрамеева

Анненский-Елизаветинский ПЕРИОД истории русской живописи

В анненскую эпоху был выработан формат коронационного парадного портрета. Сложившаяся схема просуществует практически на протяжении всего XVIII века. В конце правления Елизаветы Петровны по инициативе Шувалова была учреждена Академия художеств. В искусстве елизаветинского времени начало работы Академии художеств (1757 г.) стало неким водоразделом – в изобразительном искусстве стало принято делать разделение  на доакадемический и послеакадемический периоды. Главное содержание елизаветинского времени для русской живописи – это так называемое доакадемическое состояние. В изобразительное искусстве елизаветинского периода портретная форма все еще остается основной. В качестве важного изменении следует отметить появление рокайльной темы и тонов.


Гроот Георг Христоф (Кристоф)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке  (1748 г.)

Перед нами небольшой по формату камерный портрет в рост императрицы Елизаветы Петровны. Произведение, написанное Георгом Гроотом, немецким живописцем, приглашенным в 1741 г. в Россию, было выполнено в стиле рококо. «В России в творчестве братьев Гроот произошел поворот от традиционного стиля голландской живописи малых жанров к легкому изящному елизаветинскому рококо, развивавшемуся под французским влиянием».[1] Изображение в галерее типологических разновидностей, бытовавших в портрете XVIII века, представляет приметы сразу двух типов: парадно-прославительная «ода» и «портрет в роли».
Императрица представлена в интерьере: на заднем плане  бордово-коричневый присборенный занавес – с точки зрения правильности построения пространства героиня помещена в реальную обстановку и не возникает ощущения, что фигура выхвачена из среды. Штора с кутасами и бахромой заменяет кулису и создает иллюзию театральности всего происходящего. Такая обстановка вполне соответствует характеру стиля рококо. В повседневной придворной жизни в эпоху царствования Елизаветы I карнавалы и праздники были обычным делом. Во время царствования Елизаветы обстановку при дворе можно вполне сравнивать с непрерывными версальскими празднествами. «Кроме двух дней в неделю, уже назначенных для французской комедии, будут еще два раза в неделю  маскарады. Великий князь прибавил к этому еще один день для концертов у него, а по воскресеньям обыкновенно был куртаг».[2] Философская концепция рококо предполагала постоянные имитации, метаморфозы, искажение действительности и уход от нее. Тема галантного празднества –  одна из распространенных в рококо (впервые появилась у Ватто). Рокайльный стиль, воспевающий  молодость и красоту, изящество форм и галантность манер, удачно подходил для создания образа Елизаветы в живописи. Героиня изображена в черном маскарадном домино с маской в руке. Декольте кокетливо задрапировано прозрачной тканью по моде середины XVIII столетия. Голову в напудренном парике украшает черная фата. Мотив игры, смена костюмов, меланхолическое изящество создают, несмотря на темную палитру картины, праздничную атмосферу.
Что могло послужить  вдохновением для создания такого необычного загадочного образа прекрасной дамы? Вполне возможно, что в этом костюме Елизавета – червонная дама. Ведь в царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны карточные игры уже процветали и были, по сути, официальной придворной забавой.
Образ героини на «Портрете Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке» вполне вероятно мог быть навеян полотнами Диего Веласкеса. Есть отдаленное сходство в построении композиции этого портрета с  «Портретом Королевы Изабеллы» (1631-1632 гг.). О прямых заимствованиях Г. - Х. Гроота с портрета испанской королевы Изабеллы эпохи барокко речи быть не может – полотна разделяет не только 120 лет, но и территориальная отдаленность Германии и Испании, но можно пытаться проводить аналогии в поисках источника: чью роль исполняла рокайльная императрица, роковой испанки или козырной дамы?
Идейное содержание, эстетическое и композиционное решение портрета вполне отвечает требованиям стиля рококо. Рокайльная интерпретация образа императрицы  в портретах Гроота дает возможность показать  личность царствующей особы не столько, как коронованной особы, а как очаровательной, немного кокетливой красавицы.

 

ХУДОЖНИК Аргунов Иван Петрович


Портрет неизвестной в русском костюме (1784 г.)

У работавшего при дворе императрицы Елизаветы Петровны Г.-Х. Гроота,  по мнению многих исследователей, учился И.П.Аргунов. В искусстве художника удивительным образом сочетался европейский академизм и традиции национальной парсуны.[3] По датировке и качеству исполнения этот портрет уже больше тяготеет к  раннему классицизму екатерининского времени (данное произведение рассмотрено в контексте Елизаветинского времени поскольку И.П.Аргунова принято считать художником Елизаветинской эпохи).
«Портрет неизвестной в русском костюме» одно из совершеннейших созданий И.П.Аргунова. Произведение относится к позднему периоду творчества художника.
Это погрудный портрет, модель представлена в трехчетвертном развороте. Чистый, открытый взгляд «женщины из русских селений» направлен прямо на зрителя. Модель  одета в  праздничный крестьянский женский костюм Московской губернии. Кокошник на голове богато украшен золотым шитьем. Головной убор исключительно хорошо сочетается с праздничным сарафаном, декорированным вышивкой по аналогии с кокошником, оттеняет костюм тонкая белая рубаха. Из украшений на модели –  яркие коралловые бусы в цвет костюму и  серьги в византийском стиле.
Живописцу удалось воплотить удивительно цельный и даже величественный образ исконно русской героини. На  этом полотне художник сумел создать обобщенный, глубокий и выразительный тип национального характера. Целостность образа вполне  соответствовала новой стилистике развивающегося классицизма. Основные черты новых тенденций в живописи проявились: в сбалансированности композиции, мягкой законченности силуэта, цельности форм, уравновешенном соотношении цветовых компонентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии: в 3 т., Т.2 Классическая архитектура и русский классицизм, СПб, 2012. – С. 245.


[2] Записки императрицы Екатерины II. М., 1989. С.309. Нем. Kurtag – «праздник, приемный день при дворе»


[3] Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии: в 3 т., Т.2 Классическая архитектура и русский классицизм, СПб, 2012. – С. 268.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И РУССКОГО ПОРТРЕТА 18 века

ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД >>>>

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПЕРИОД>>>>>

ПАВЛОВСКИЙ ПЕРИОД>>>>

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПЕРИОД>>>>

 

Свяжитесь с нами