КАТАЛОГ


 

 А.Вахрамеева

Русская живопись, Александровский период 

Начало XIX века по праву называют золотым веком русской живописи, именно в этот период русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами западноевропейского искусства. Начало века – это одновременно и зрелый классицизм и развитие идей романтизма. На русское искусство начала 19 века (до 1812 г) заметное влияние оказывала французская школа.

 

Живопись Монье Жан Лорана

 Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1805 г.)

Портретное искусство Монье Жан Лорана было удостоено признания современников. В 1802 году Монье был принят в действительные члены Петербургской Академии художеств.

Перед нами полупарадный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I. Художник сумел создать очень представительный образ героини. Несмотря на некую камерность обстановки, стоит отметить очень  удачную постановку модели: расположив императрицу перед  зеркалом, портретист дает возможность зрителю  увидеть лицо в анфас и одновременно созерцать его в профиль.

Мастерство живописца хорошо заметно в его внимании к деталям. Императрица представлена в интерьере: справа темная драпировка, на туалетном столике ампирная ваза с букетом  цветов. Вероятно, какой-то аллегорический смысл  несет небольшая скульптура (как  дополнительный атрибут, раскрывающий личность модели), расположенная рядом с вазой. Однако следует сказать, что художник знает чувство меры, и композиция картины не перегружена. Кроме того, мы наблюдаем довольно удачное световое решение – освещена сама модель – подсвечено главное и в тени более второстепенное.
Наряд императрицы полностью соответствует стилю empire. На героине платье-сорочка с высокой линией талии (вероятно из шелка или батиста), надетая на тонкий чехол. Линия рукавов и декольте украшает вышивка. На плечи накинута кашмирсая шаль оттенка шампань с вышивкой, мода на которые была введена супругой Наполеона Жозефиной. Прическа императрицы в  стиле a la grecque.

Во всем облике модели – ее собранности, благородстве, безупречности осанки, светском спокойствии - хорошо показана аристократическая элегантность. Едва уловимая тень грусти на лице, сокрытый от глаз зрителя внутренний мир модели дают право сделать вывод об «академической» направленности живописи  – присутствии умеренности и сдержанности. Высоко оценить это произведение позволяет хорошая моделировка, широкий, смелый мазок, умение работать с локальным цветом, наличие рефлексов. А.М.Эфрос писал  о том, что «элементы английского колорита и широкого письма, заметные в раннем творчестве Кипренского, берут свое начало в  искусстве французского художника Монье Жан Лорана».[1]
На полотне в полной мере нашли свое отражение композиционные, стилистические и эстетические принципы элитарного портрета александровской эпохи.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Эфрос A.M. Два века русского искусства. М., 1969. С. 134

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И РУССКОГО ПОРТРЕТА 18 века

ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД >>>>

АННЕНСКИЙ-ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ПЕРИОД >>>>

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПЕРИОД>>>>>

ПАВЛОВСКИЙ ПЕРИОД>>>>

 


Свяжитесь с нами